Представители российского малого бизнеса единодушно уверены в том, что создание франшизы по силам только промышленным гигантам. Однако это серьёзное заблуждение, в ряде случаев приводящее к потере вероятной прибыли. Базовый принцип успешного франчайзинга строится на обоюдовыгодном сотрудничестве двух сторон. Если изначально идея сулит солидарные доходы автору и покупателю, то незначительная величина капитала разработчика роли не играет.
Преимущества
Согласно циклической экономической теории каждый бизнес последовательно проходит стадии развития (зарождение, рост и зрелость). Даже полностью охватив рынок, он неизбежно придёт к стадии стагнации, т. к. возможности двигаться дальше ограничены. Нестандартным выходом из ситуации станет идея, как сделать франшизу для своего бизнеса.
Подобная схема развития бизнеса способна обеспечить:
- доступ к новым рынкам сбыта;
- расширение масштабов сферы влияния;
- повышение прибыли.
В общем виде сущность франчайзинга состоит в следующем: владелец ходовой торговой марки (франчайзер) продаёт другим бизнесменам право использования товарного знака. Лицо, купившее право вести предпринимательство под популярной торговой маркой, становится франчайзи.
Преимуществом выбранной схемы начала бизнеса считается:
- снижение вероятности риска;
- получение права вести деятельность под известным брендом;
- консультационная поддержка головной компании;
- бесплатное или льготное обучение персонала;
- отсутствие необходимости наработки базы поставщиков;
- выгодные условия закупки оборудования.
Взамен этого франчайзи жертвует частью прибыли в пользу собственника торгового знака. Однако чтобы запуск приобретённой франшизы оказался рентабельным начинающему предпринимателю предстоит решить ряд моментов, связанных с привлечением покупателей и занятием выгодной позиции относительно ближайших конкурентов.
Даже при условии наличия хорошо зарекомендовавшего себя торгового знака мало кто из бизнесменов способен решить, как грамотно сделать франшизу на свой бизнес. Решить проблему можно с помощью консалтинговых бюро, которые оказывают услуги, как создать подобный бизнес под ключ.
Франчайзинговые взаимоотношения
Какой бы привлекательной не казалась идея, к сожалению, она далеко не всегда способна приносить прибыль. Ряд собственников торговых марок ошибочно полагают, что продав право на её использование, получают бесплатные рабочие активы, которые вместо них в одиночку будут осваивать новые рынки. В большинстве случаев подобная модель поведения заранее обречена на провал, т. к. разработка франшизы должна быть основана на постоянном взаимодействии после её приобретения франчайзи.
Существует 2 формы франчайзинга:
- создаётся сеть при помощи популярного торгового знака, когда покупатель лицензии, по сути, выполняет лишь функции продавца, а маркетинговые и прочие управленческие моменты решает франчайзер;
- объектом сделки между сторонами выступает услуга, когда продавец востребованного торгового знака, открывает или арендует помещения, обучает персонал тонкостям работы представляемой области, а те обязаны полностью копировать модель работы головной компании.
Начинающие франчайзеры нередко стремятся максимизировать прибыль уже на первых этапах сотрудничества, что ставит покупателя в невыгодные условия. Вычислить подобную модель поведения несложно, исходя из указанных в договоре условий выплаты вознаграждения.
Существуют 3 его формата:
- Паушальный платёж – единовременная оплата права пользования торговым брендом. После единовременного получения оплаты собственник остаётся слабо мотивированным в том, чтобы бизнес франчайзи начал приносить доход. Поэтому на подобные условия покупки стоит соглашаться лишь в том случае, если стоит цель приобретения именно данного торгового знака.
- Роялти – регулярное перечисление в пользу франчайзера процентов от генерируемой покупателем лицензии прибыли. При такой модели сотрудничества владелец успешной бизнес модели заинтересован в том, чтобы начинающий бизнес стал доходным и продолжал приносить прибыль максимально долгое время.
- Комбинированная оплата вознаграждения – после заключения договора покупатель оплачивает паушальный платёж, а в дальнейшем осуществляет регулярные перечисления роялти. Однако решая, как оформить подобную франшизу, стоит учесть, что такое финансовое бремя по силам только устоявшемуся бизнесу. Поэтому существенно сокращается круг покупателей.
Нередки случаи, когда заинтересованный в расширении рынка сбыта франчайзер сам предоставляет новому покупателю финансовые ресурсы на стартап в форме коммерческого кредита. Цель – ускорить запуск работы нового предприятия и начать быстрее получать прибыль от сотрудничества.
При всех положительных сторонах франчайзи в итоге могут оказаться в невыгодной позиции из-за потери большой доли самостоятельности. Часто одним из пунктов договора франчайзинга является право головной компании выбора поставщиков и иных важных аспектов ведения предпринимательства.
Как сформировать франшизу
Прежде чем создать франшизу стоит трезво оценить, будет ли идея привлекательна для других бизнесменов. Большинство начинающих предпринимателей идут на заключение договора, опасаясь наделать собственные ошибки ввиду отсутствия опыта. Поэтому предпочтение они готовы отдавать лишь состоявшимся лицензиарам, которые сами последовательно прошли все этапы становления и развития компании.
Чтобы запустить франшизу своего бизнеса, нужно разлбраться:
- каковы перспективы предлагаемой модели;
- станет ли идея рентабельной в других регионах России (потребуется дополнительный мониторинг их рынков на предмет определения уровня конкуренции в отрасли и потенциальных потребителей продукции);
- какие из существующих способов привлечения партнёров стоит выбрать;
- как обеспечить выгоду покупателей от реализуемой схемы сотрудничества;
- на какой сегмент рынка франчайзинга лучше ориентировать предложение (начинающее предпринимательство, устоявшиеся компании, планирующие расширить бизнес или корпорации-гиганты, осваивающие новые направления деятельности);
- каких финансовых ресурсов потребует разработка и имеется ли возможность изъять нужную сумму из оборота собственной компании.
Подумывая, как разработать франшизу самому, придётся прежде решить ряд узкоспециализированных аспектов. Поэтому без досконального знания, как работает собственная компания невозможно представить привлекательный для других бизнесменов продукт.
Требования к франчайзеру
Со стороны законодательных и исполнительных органов власти особых препятствий для заключения договоров франчайзинга нет, т. к. это помогает решать социально значимые задачи (образуются новые рабочие места, пополняется бюджет). Наличие пакета требований к франчайзеру по большей части обусловлено экономической составляющей.
Оформить франшизу может лишь тот бизнесмен, который:
- Владеет собственной, приносящей доход бизнес-идеей. Причём это необходимо не только для её демонстрации потенциальным компаньонам, но и для прогнозирования доходности деятельности франчайзи. Только располагая собственным опытом доходности, можно правильно определить посильное для покупателя финансовое бремя (размер роялти, паушального или комбинированного платежа).
- Наличие статуса правообладателя. Прежде чем искать покупателей торговой марки, нужно зарегистрировать её в Роспотребнадзоре. Иначе с юридической точки зрения договор франзайзинга не будет иметь силы, а взимание платежей на использование бренда сочтётся неправомерным.
В дополнение к указанным требованиям франчайзер должен иметь доступ к финансовым ресурсам, необходимым на продвижение идеи.
Стоит учесть, что сопутствующие расходы практически соразмерны открытию нового собственного предприятия, поэтому без наличия солидного запаса финансовой прочности для оформления франшизы попросту не хватит ресурсов и затея заведомо окажется провальной.
Что делать, когда нет торгового знака
Согласно установленным в деловых кругах стандартам работа по схеме франчайзинга сопровождается наличием товарного знака. Однако и при его неимении предпринимателю не запрещён вход в данную отрасль.
Опытные франчайзеры рекомендуют пройти стандартный алгоритм действий, позволяющий оформить франшизу на свой бизнес:
- Собрать набор бумаг по ассортиментному ряду продаваемых товаров и подать заявку на получение патента. В противном случае дальнейшее ведение бизнеса невозможно.
- Заключить предварительное соглашение с партнёрами, которое станет гарантией подписания сторонами базового документа после получения франчайзером статуса правообладателя.
- Дождаться завершения официальной регистрации торговой марки. Данный этап занимает длительное время. В лучшем случае оформление завершается за полгода, однако, как показывает практика, ожидание длится не менее 1 года.
- Подписать итоговый франчайзинговый договор.
В подписанном договоре практически невозможно сразу учесть все тонкости дальнейшего сотрудничества, так что по ходу работы неизбежно начнут возникать сложности. Помогает предугадать их появление планирование франчайзинговых отношений. Подобному мероприятию сопутствует разработка концепции ведения бизнеса (основного и партнёрского).
Особенности работы после продажи франшизы
Упаковка бизнеса во франшизу помимо ряда преимуществ имеет серьёзные недостатки, главным из которых считается ухудшение репутации франчайзера, вызванное недобросовестной работой партнёра. Чтобы избежать подобного негативного момента, нужно чётко наладить послепродажную работу по системе франчайзинга.
В стандартный пакет сопутствующих услуг, как правило, входит обучение персонала, послепродажное консультирование по аспектам ведения бизнеса. К сожалению часто подобных мер оказывается недостаточно для сохранения престижа торговой марки.
Ввиду этого правообладатель практикует послепродажный контроль работы франчайзи, используя ревизионные инструменты:
- видеомониторинг (реализуется путём установки вэб-камер);
- аналитика бухгалтерской и финансовой отчётности партнёра;
- вменение материального наказания в отношении персонала, нарушившего условия договора и поощрение за результативную работу;
- внедрение тайной клиентуры.
В идеале правообладатель ещё на стадии планирования должен чётко представлять, как ему создать свою франшизу, чтобы клиенты не подозревали о том, что используется франчайзинг. Таким образом, продукция должна быть идентична той, что продаёт франчайзер. Наряду с этим обеспечивается 100% сходство сервиса и качества обслуживания покупателей.
Если объектом сделки выступает товар интересующего бренда, то обеспечить идентичность головных торговых точек и франчайзи не так сложно. Того же нельзя сказать о сфере услуг: салонах красоты, спортзалах, заведениях общепита, в них основа рентабельности – профессионализм работников. Поэтому задача франчайзера состоит в предоставлении возможности наработки необходимого багажа знаний и опыта.
Основные риски
Чтобы создать собственную франшизу, следует заранее подготовиться к возможным рискам. В число наиболее вероятных отрицательных последствий совместной деятельности входят финансовые потери и снижение престижа и репутации торговой марки.
По аналитическим сведениям чаще всего правообладатель испытывает негативное влияние, вызванное:
- Низкой рентабельностью франчайзинга. Как правило, причин этому две: неправильно выбранный рынок или слабая маркетинговая кампания. В первом случае имеет место просчёт на стадии планирования бизнеса, т. к. не всегда одни и те же продукты пользуются равным спросом в разных регионах. Во втором франчайзер, не желая тратиться на дополнительную рекламу, надеется, что популярный бренд сработает сам собой и привлечёт покупателей (к слову иногда это действительно срабатывает).
- Снижением престижа и репутации торговой марки. Приводит к этому работа франчайзи, не соответствующая заданным стандартам. Перебои вызывает откровенная халатность, недостаточная информированность обо всех тонкостях бизнес-модели или форс-мажорные обстоятельства, повлиять на которые партнёр не в состоянии. В любом случае франчайзер обязан выяснить причины падения престижа и предпринять необходимые действия (расторгнуть договор, повысить квалификацию франчайзи через профобучение или помочь решить возникшую проблему).
Наряду с указанными рисками присутствует вероятность нарваться на мошенников. После подписания договора и получения конфиденциальной информации грамотного и опытного франчайзера недобросовестные партнёры разрывают контракт, делают едва видимый ребрендинг и продолжают работать как самостоятельная фирма. Выявить подобные факты мошенничества можно при помощи правоохранительных органов и в судебных инстанциях.
Какой бы привлекательной не виделась в мечтах идея разработки франшизы, на практике её успешное развитие возможно только при затрачивании значительных ресурсов (финансовых, кадровых, временных). Проект по сотрудничеству, основанному на взаимной выгоде, начнёт приносить прибыль только в том случае, когда франчайзер и франчайзи начнут работать как единый организм.