Важно понимать зачем нужен бизнес план автосервиса. Автомобильный парк в России увеличивается ежегодно. Количество автомобилей на дорогах страны постоянно повышается. При этом спрос на автомобили пока опережает предложение, поэтому затухания этой сферы бизнес-деятельности в ближайшее время не прогнозируется.
Мобильность отдельной семьи от служебного и городского транспорта гарантирует массу удобств в плане перемещения по стране. Это семейный отдых, туризм, переезды по работе и месту жительства, частые командировки и так далее. Не последнюю роль в этом играет и повышение благосостояния людей, поэтому никого не удивляет, что даже молодой семье может принадлежать даже две машины. Личный автомобиль — свобода перемещения куда угодно и когда угодно. Поэтому услуги сервисных автомобильных центров сегодня крайне востребованы в любой точке нашей необъятной страны.
Популярность бизнес-идеи
Популярность автомобильных сервисов повышается за счет распространенных операций (услуг): сезонная смена резины и приобретение расходных материалов частично или полностью вышедших из строя. Даже если прейскурант подобного автосервиса содержит только две эти услуги, владелец бизнеса уже будет получать доход. Естественно, если будет грамотно организована работа сервиса.
Нельзя забывать и о старых машинах, автопарк которых составляет практически половину моделей в стране. В таких машинах найдется то, что требует замены или ремонта (как срочного, так и планового).
Развитие автотехнологий упрощает жизнь автолюбителя, но с другой стороны и усложняет. Машина — механизм, начиненный сложными устройствами и системами, взаимодействие которых на 100% понимает только специалист. Поэтому то, что раньше требовало простого откручивания и замены, с которой справлялось большинство водителей даже на дороге, теперь найти и устранить поломку самостоятельно сможет не каждый человек.
Названные выше нюансы гарантируют следующее: открытие автосервиса — дело прибыльное. Однако, успех придет только в том случае, если к идее подойти с умом, предварительно подготовив бизнес план на СТО и расставив правильные акценты.
Виды автосервисных работ
Сегодня многочисленные интернет-сообщества предлагают типовые и инновационные образцы бизнес-планов для открытия многопрофильных автосервисов. От габаритного многофункционального автосервисного центра до мастерской только по кузовному ремонту или ателье по настройке.
Для правильного старта бизнеса требуется представлять, для чего он открыт, на какие автомобили ориентирован, какой ассортимент услуг предоставляет и так далее. Важно выбрать профильную нишу будущей мастерской. Поговорка «лучше меньше, да лучше» – четко отражает постулат, что успех бизнеса начинается с малого.
Постоянно востребованы следующие виды работ:
Шиномонтаж.
Это сезонный вид услуг станций техобслуживания (далее – СТО). Пик спроса приходится в осенне-весенний период, когда автолюбителям требуется «переодеть колеса», сменив летнюю резину на зимнюю или наоборот. Помимо этого, «шинные» проблемы у водителей возникают и независимо от сезона года и времени суток, учитывая состояние российских дорог.
Ремонтные работы.
Без этой услуги автомастерская потеряет обширный пласт клиентской базы. Чем шире ассортимент услуг по ремонту машин (не только замена и ремонт разнокалиберных деталей, улов и агрегатных устройств, но и их «скоростной» заказ), тем больше клиентов будет обращаться в СТО.
Кузовные работы.
Дорожно-транспортные происшествия, к сожалению, не редкость. Попадание водителя в них – дело случая, независимо от стажа, уровня подготовки, опыта. Новичков на дороге появляется все больше, и не все сразу становятся образцовыми водителями. Поэтому распространенной процедурой автомастерской становится исправление кузовных дефектов разного типа и объема сложности. После устранения последствий ДТП кузов требует качественной окраски. При этом возможно, что владелец заодно решит полностью перекрасить машину.
Восстановление электроники.
Сюда относят услуги, связанные с диагностикой автомобиля и исправлением выявленных дефектов электронных устройств: бортового компьютера, датчиков, систем и тому подобное.
Грузовой автосервис.
Продукцию, сырье, технику, необходимое оборудование и мебель легче доставить грузовой машиной. С каждым днем увеличивается потребность граждан в перемещении груза из пункта «А» в пункт «Б». Поэтому организация работы по обслуживанию грузовых машин может стать более выгодным бизнесом, чем работа с легковыми автомоделями. Перед тем, как открыть грузовой автосервис, нужно разработать бизнес план грузового автосервиса.
Предпродажная подготовка.
Неисправную машину реализовать проблематично, только если на запчасти. Тогда и цена такой сделки будет крайне низкая. Видимые дефекты кузова, нарушение лакокрасочного слоя, неисправное оборудование и так далее – эти «минусы» оттолкнут потенциального покупателя и не позволят выручить за машину достойную сумму. Поэтому сервис по полной диагностике старого автомобиля для придания товарного вида окупаем. Результат в виде обновленной и рабочей машины — это не только доход сервиса, это и будущий доход автовладельца. От качества предпродажной подготовки будет зависеть цена продаваемого авто. Если клиента она устроит, то он вполне может не только посоветовать сервис друзьям и знакомым, но и вернуться туда повторно.
Тюнинг.
Услуга автосервиса ориентирована на молодое поколение, которому важно регулярно устанавливать новинки и делать перенастройку уже установленных допопций, обновлять оборудование, изменять внутренний и внешний вид машины.
Автомойка.
Чистота автомобиля — визитная карточка владельца, к тому же за грязную машину сотрудники ГИБДД выписывают вполне реальный штраф. Здесь важно стать лучшим в нише, если финансовые возможности не позволяют открыть многопрофильный автосервис. Мойка машин в районе активно строящихся жилых домов и торговых центров — реальный шаг к успешному старту бизнеса. Это стоит учесть, прежде чем придумывать бизнес план по открытию автосервиса.
Для старта бизнеса нужно заранее определить перечень услуг, которые будут оказываться клиентам в автосервисе. В этом поможет бизнес план автосервиса с расчетами.
Производственное планирование
Организацию автосервиса целесообразно продолжить с аспекта помещения.
Возведение нового здания под автосервис нецелесообразно для начала бизнеса с нуля по следующим причинам:
- необходим немалый стартовый капитал;
- нужен наемный персонал строителей с фиксированной оплатой труда;
- требует немалых сил и дополнительных средств.
Наилучший вариант относительно здания – это подбор готового строения (просторный гараж или производственное помещение), оформление в аренду и проведение легкого и дешевого косметического ремонта.
Привлекательным моментом окажется и организация парковочного места, куда удобно отгонять отремонтированные машины, чтобы освободить место ожидающим ремонта в условиях очередности или при форс-мажоре. Идеально будет, если это место будет под навесом, чтобы защитить машины от непогоды. К тому же, удобная парковка при сервисе – дополнительный плюс для клиента, когда он выбирает, куда обратиться за помощью.
Хорошее место для организации СТО – территории с большим скоплением людей: трассы, гаражные комплексы, заправочные станции и так далее.
Лицензия не требуется, однако, есть ряд правил, которые будущий владелец автосервиса обязан соблюдать неукоснительно:
- Нельзя организовывать СТО в жилом помещении.
- От станции техобслуживания до объектов жилого фонда должно быть расстояние не менее 15 метров, а до школ, детских садов и медучреждений – 50 метров.
- «Комнатная» температура в помещении для холодного сезона.
- Обязательное оснащение помещения вентиляционной системой.
- Безопасное освещение.
- Для стен и ямы для смотра — облицовка керамической плиткой.
- Одно рабочее место должно иметь площадь не менее 5 м/кв. помещения.
- Душ и санузел – в обязательном порядке должны располагаться в здании.
- Для сотрудников — спецодежда и средства индивидуальной защиты.
Регистрацию нового предприятия проще оформить бесплатно посредством онлайн систем. С их же помощи можно составить пакет документации для регистрации ИП или ООО. Если сервис открывается на балансе уже функционирующей организации, то для облегчения и автоматизации бухучета и сопутствующей документации также помогут онлайн системы. Они идеальны для небольших фирм, находящихся на разных типах налогообложения («упрощенка», ЕНВД, ОСНО, «патент»).
Отчетность для бухгалтерии ИП или ООО будет формироваться и отправляться автоматически, подпись электронная, отправка онлайн. Экономия денег на содержание бухгалтера существенна, как и времени на составление необходимых бумаг – всего несколько кликов и отчет готов.
Финансовый план
Бизнес план по открытию нового автосервиса далее стоит создавать с определения и уточнения основных статей расходов.
Главными из них являются затраты на:
- аренду помещения;
- покупку оборудования;
- зарплату персонала.
Если «подбить» суммы расходов, то выйдет следующее:
- многопрофильному автосервису потребуется 3-5 млн рублей;
- более компактному — 1,5;
- небольшой мастерской (типа «шиномонтаж» или «автомойка») хватит 350 тысяч.
Соответственно, оборот также будет отличаться: в пределах от 200 тысяч рублей в многофункциональных СТО до 30 тысяч в однопрофильниках. Доходность автосервиса — до 40%, период окупаемости — до трех лет.
Чтобы ориентироваться в цифрах, лучше бизнес план автосервиса подготавливать с расчетами, в том числе и стоимости услуг. Это значительно упростит работу на начальном этапе планирования.
Кадры
Поиск сотрудников высокой квалификации — дело трудное и не быстрое. Основополагающая задача будущего владельца успешного автосервиса справиться с задачей так, чтобы выиграли все: и он, и будущие сотрудники, и сервис в целом.
Экономить на зарплате персонала не стоит, как правило, у каждого из них уже имеется клиентская база (родственники, друзья, клиентура с бывшей работы). С их приходом в сервис вливается и «новая волна» потребителей. В большинстве автовладельцы – однолюбы, готовые годами обращаются за помощью к проверенным людям, поэтому к хорошему мастеру готовы ехать хоть куда.
Положительным моментом будет обучение новых людей, внедрение наставничества и создание пар «учитель/ученик». В таком случае уход мастера не так больно ударит по сервису, если часть опыта он передаст закрепленному за ним «ученику». Кстати, за обучение новичков можно доплачивать, установив ежемесячную премию. Тогда вряд ли кто-то откажется от дополнительной нагрузки.
Стандартная комплектация кадрового состава для небольшого автосервиса: в ремонтном боксе — один человек/одно рабочее место, сотрудник по работе с клиентами и оформлению заказов. Вознаграждение формируется по простой формуле: стабильный оклад и процент от выполненного фронта работ (до 50% месячной зарплаты).
Выбор поставщиков
Наличие резерва запчастей и расходников составляет 90% перспективного функционирования автосервиса. Поэтому перебои в поставках той или иной детали скажутся на благонадежности СТО. Владелец сервиса должен изучить аспект с поставками и поставщиками до открытия дела. Налаживание деловых контактов требует времени. Его придется потратить на согласование, оформление и подписание большого количества документов. А также на решение множества организационных моментов, в том числе, форс-мажорного плана и прочее.
В начале старта работы автосервиса можно свести сотрудничество с такими поставщиками «под заказ», которые смогли бы доставлять необходимое за минимальный срок. Автосервис без стратегического запаса востребованных деталей и расходников обречен на отток клиентов. Хотя бы небольшая «заначка» всегда должна быть в наличии, а не с доставкой через несколько дней. Второй раз клиента может не устроить предложение «приходите завтра».
Для сезонных услуг надо заранее готовить «подушку безопасности». Излишек выкупленных расходных материалов и деталей можно выставить на продажу или организовать при автосервисе магазинчик для автолюбителей.
Маркетинговый план
Реклама важна для отлаженной работы автосервиса. Пока сервис не наработал клиентскую базу, нужно о себе заявить. Особенно это требуется сделать, если станция техобслуживания расположена за чертой города.
Решить это помогут рекламные буклеты и простые мероприятия, направленные на популяризацию нового СТО:
- Яркая наружная реклама (баннеры, вывески, плакаты и прочее), с оригинальной подсветкой, видимой в темное время суток.
- Размещение вдоль дорог и трасс плакатов и указателей.
- Буклетная реклама в местах скопления автолюбителей (магазины автозапчастей, мастерские, парковки, заправочные станции, гаражные комплексы и тому подобное).
- Реклама в печатных изданиях и в интернете.
- Визитки с контактами (оставлять в супермаркетах, автозаправках, близлежащих больших офисных центрах и прочее).
- Использование рекламы услуг по радио.
Будущие клиенты оценят имидж автосервиса: оригинальная спецодежда сотрудников, броский запоминающийся логотип и другие нюансы, формирующие положительный образ работников и владельца СТО.
Сегодня количество автомобилей на дорогах страны только увеличивается. Естественно, возникает потребность в обслуживании. По этой причине идея открытия СТО – отличный вариант для организации собственного дела, гарантирующий постоянный приток денег. Спрос на услуги мастеров автомобильных дел огромен. Ошибкой будет это не использовать. Единственное условие для перспективного старта – это необходимость создания продуманного и проработанного до мелочей бизнес плана. Наличие подобного плана объясняется не только тем, что он будет полезен предпринимателю, но и тем, что без него предпринимателю не будет предоставлен кредит. Без помощи со стороны банка некоторым предпринимателям бизнес не организовать. К сожалению, это правда жизни, которую отрицать бессмысленно.