То, что сегодня открываются агентства недвижимости, отнюдь неудивительно, ведь рынок больше и больше развивается. Причем, это применимо как для зарубежного рынка недвижимости, так и для России, а также стран постсоветского пространства. В Беларуси рост строительства недвижимости растет от года к году, что двигает вперед и развитие рынка недвижимости. Из этого легко делается вывод, что бизнес в этом направлении будет востребован и рентабелен. Но прежде чем ринуться с головой в запуск собственного агентства, стоит изучить некоторые аспекты. О том, как открыть агентство недвижимости и пойдет речь в статье.
Особенности
Чтобы быстро добиться успеха, открыв агентство недвижимости, начинать проект лучше с человеком, который знает о рынке и владеет необходимым опытом работы в этой сфере продаж. Если такого человека, готового подсказать и помочь с бизнесом, нет, то в таком случае лучше приобретение готового агентства. В таком случае о том, как открыть риэлторское агентство, думать вообще не придется.
Вариант с покупкой уже действующего агентства недвижимости имеет как плюсы, так и минусы.
Очевидные плюсы в том, что:
- на воплощение задуманного потребуется меньше затрат;
- не требуется возиться, чтобы организовывать проект с нуля.
Однако есть один очевидный минус – приобретаемая компания является, по сути, «котом в мешке». Это так, поскольку проблематично узнать невыдуманную историю фирмы, сложно проверить профессионализм сотрудников, невозможно до покупки узнать о проблемах внутри компании. Кроме этого, проблемы возможны и с бывшими клиентами. Как известно, восстановить потерянную репутацию намного сложнее, чем создать новую.
Простой способ открыть агентство недвижимости – приобрести готовую фирму. Но лучше создавать проект с нуля, поскольку несмотря на затраты финансов и времени, это проверенный и надежный способ.
Работа агентства недвижимости не лицензируемая, т. е. для открытия бизнеса не требуется согласования этого действия с рядом государственных инстанций. Достаточно оформить предприятие в налоговых органах. Для этого не требуется собирать обширный пакет бумаг. Понадобится только стандартный набор. О том, какие конкретно документы понадобятся, уточняют у налогового инспектора.
Принципы работы
Риэлторское агентство работает в нескольких направлениях:
- Организует посреднические услуги при долгосрочной/краткосрочной аренде недвижимости.
- Организует посуточную аренду квартир, домов и помещений.
- Выступает посредником при заключении договоров купли-продажи недвижимости.
Как правило, агентства недвижимости работают в определенной местности, т. е. в рамках определенной территории.
Подобный подход объясняется тем, что в таком случае повышается качество работы компании. В этих же целях агентство может выбирать конкретный сегмент рынка недвижимости. К примеру, работа компании может быть нацелена именно на фонд местной жилой недвижимости, может оказывать услуги по загородной недвижимости, работать с арендой квартир и прочее. Есть и такие агентства, которые сотрудничают с зарубежными предприятиями и предоставляют различные услуги в отношении зарубежной недвижимости.
Начинающему предпринимателю, который занимается посредническими услугами на рынке недвижимости, следует, прежде чем выбирать конкретную сферу на рынке, провести маркетинговые исследования, чтобы выявить этот сегмент рынка, который пользуется наибольшим спросом, поскольку это гарантирует большую прибыль.
Часто риэлторские компании оказывают дополнительные (сопутствующие) услуги.
К числу подобных услуг относятся:
- юридическое консультирование;
- согласование моментов по перепланировке объектов недвижимости;
- работу по переводу жилой недвижимости в нежилую;
- обеспечивают безопасность взаиморасчетов субъектов гражданских правоотношений;
- услуги по транспортной перевозке.
Дополнительные услуги обеспечивают агентству приток прибыли. Хотя, естественно, основную часть дохода предприятия составляют именно комиссионные вознаграждения, которые взимаются от суммы заключаемой сделки. Этот показатель составляет по общему правилу от 4 до 8%. Некоторые компании, чтобы гарантировать доходность, устанавливают фиксированную таксу. Это актуально, если планируется некрупная сделка. Успешным риэлторское агентство является в том случае, если ежемесячный доход предприятия составляет 20 тысяч долларов.
К организации бизнеса требуется подходить основательно, поскольку, если обратиться к статистическим сведениям, то можно увидеть, что количество новых открываемых агентств практически равно количеству агентств, закрывающихся или подпадающих на ликвидацию. Это свидетельствует о том, что конкуренция на рынке жесткая.
Выбрав неверный подход и неверный сегмент рынка недвижимости, можно просто не выстоять в конкурентной борьбе и прогореть.
Регистрация
Если было решено пойти по тернистому пути, т. е. открыть риэлторское агентство с нуля самостоятельно, то само собой возникнет сомнение о том, какую организационно-правовую форму выбрать для регистрации в налоговых органах.
Сегодня есть возможность зарегистрировать юридическое лицо любого вида: ОАО, ЗАО, ООО и прочее. Можно работать в этой сфере и без оформления юридического лица. Тогда бизнесмен регистрируется как индивидуальный предприниматель.
Применительно к агентству недвижимости чаще выбирают регистрацию в рамках ООО. В современной правовой действительности этот вариант более актуален.
О том, как открыть агентство недвижимости и зарегистрироваться в качестве ООО, можно узнать у налоговиков. Проще будет обратиться к налоговому инспектору.
Общий порядок регистрации прост:
- Требуется подготовиться к регистрации (собрать документы).
- Надо заплатить государственную пошлину.
- Принести пакет документов в налоговый орган.
На этом процесс регистрации будет окончен. В пакет бумаг, необходимых для оформления в налоговых органах, входит:
- заявление по установленной форме;
- устав общества;
- решение о создании ООО (если есть несколько учредителей, то понадобится дополнительно учредительный договор, а также протокол собрания);
- квитанция об уплате государственной пошлины.
Также требуется открыть расчетный счет, сведения о котором затем также потребуется предоставить в налоговый орган.
Дальнейший порядок действий
Рассмотрим, как открыть агентство недвижимости с нуля.
Пошаговая инструкция следующая.
Подбирается офис.
Чтобы найти помещение, стоит пересмотреть объявления об аренде нежилых зданий. Не стоит затевать организацию конторы в жилом доме. Есть много центров, которые предоставляют в аренду помещения индивидуальным предпринимателем и юридическим лицам. Прибегая к такому предложению важно понимать, что подобные здания могут находиться как на окраинах города, так и в центре. Арендуя помещение в центре города, нужно быть готовым к тому, что стоимость аренды будет приличной. Изучив предложения и выбрав помещение, нужно будет заключить договор аренды.
Оборудование помещения.
Выбранное помещение требуется оборудовать и укомплектовать. Устанавливается мебель и техника, т. е. все, что требуется для комфортной работы в офисе.
Однозначно не стоит пренебрегать комфортом. Разместить в офисе только столы, стулья и компьютеры – мало. Офис привлекает к себе внимание. У клиента складывается впечатление надежности, комфортности, уюта. Если офис будет оформлен скудно, это только отпугнет потенциального клиента.
Помещение требуется оформить так, чтобы у пришедшего клиента возникало приятное ощущение. Многие предприниматели, организуя дело, экономят на оформлении офиса. В итоге, они теряют клиентов. При этом в помещении с подобным скудным оформлением тяжело работать, поэтому не исключено, что нанятые работники просто эмоционально не смогут работать в такой компании.
Подключение интернета и телефонной сети.
Без доступа к интернету и без телефонной линии бизнес агентство недвижимости не раскрутить.
Для работы требуется:
- постоянно быть в центре событий;
- оперировать информацией;
- вести переговоры и тому подобное.
Без интернета и телефона это просто выполнить будет невозможно.
Подключать телефонную линию требуется таким образом, чтобы поступающие входящие звонки переключались на рекламную линию, а исходящие звонки шли с дополнительных телефонных линий. При этом номер телефона рекламной линии должен быть простым и запоминающимся.
Подбор персонала.
При подборе сотрудников учитывают, что на первых этапах бизнес будет не раскручен, клиентская база постоянных клиентов будет отсутствовать, а доход будут приносить редкие клиенты. Это значит, что в течение первого полугода на работу нанимать большой штат сотрудников не нужно. Рекомендуемое количество работников – 5 человек, один из которых – секретарь, сочетающий обязанности диспетчера в одном лице. Нанимаемые люди должны быть опытные и подготовленные.
При этом стоит отметить, что отнюдь не на опыт делается упор при выборе кандидата на должность,
Решающие факторы:
- инициативность;
- позитивность;
- желание работать;
- стремление добиваться целей;
- нацеленность на успех.
При выборе работников в первую очередь требуется делать упор на целеустремленности, позитивном настрое и желание работать, а не на опыте. Опыт молодой сотрудник при желании быстро и без проблем наработает. Риелтор – человек позитивный, общительный, доброжелательный и целеустремленный, а не занудный ханжа.
Маркетинг и реклама.
Только открывшемуся агентству пренебрегать рекламой не стоит, поскольку грамотный маркетинг позволяет нарастить клиентскую базу, что само собой приведет к росту бизнеса и получаемой прибыли. Заниматься рекламой можно самостоятельно, а можно обратиться в специализированное рекламное агентство. Конечно же, в таком случае придется за услуги рекламного агентства заплатить, но зато клиент получит результат.
Работа с недвижимостью предполагает ответственность. Предпринимателю, работающему в этой сфере, требуется четко это осознавать. Причем рисков в этой сфере много, а ответственность за нарушение законодательства доходит вплоть до уголовной.
Когда в агентство недвижимости обращается клиент, то между ним и агентством заключается специальный договор – гарантийное обязательство, где четко прописывается, какие обязательства выполняет компания по отношению к клиенту.
Как наработать базу клиентов
Залог стабильного дохода – наличие постоянных клиентов. Если у компании будет наработанная база постоянных клиентов, то проблем с работой и деньгами у предприятия не будет. А вот чтобы сформировать клиентскую базу, стоит прибегнуть к нескольким стандартным способам.
Позаботиться о рекламе.
Как известно, реклама является двигателем торговли, поэтому нужно, чтобы о компании узнало больше людей. Важно понимать, что рекламное агентство сделает то же самое, что может каждый, просто намного быстрее и качественнее, поскольку рекламщики работают в этой отрасли на профессиональной основе. Если же выбран все-таки вариант с самостоятельной рекламой – это, естественно, сэкономить деньги, но придется продумать порядок действий. В таком случае действовать стоит через объявления. Логично их подавать в газеты и журналы, которые больше всего востребованы у населения. Не стоит забывать и о рекламе на радио и телевидении. Некоторые фирмы прибегают к более старому способу рекламы – раздают листовки и расклеивают объявления на соответствующих досках. Актуальны большие вывески с рекламой на улицах. Они бросаются в глаза и привлекают внимание.
Оформить сайт компании.
Не все агентства недвижимости имеют страничку в интернете, а это, между прочим, отличный ход. Клиенты больше склонны верить тем агентствам и тем компаниям, у которых есть сайт в интернете.
Кроме того, на сайте можно размещать:
- актуальную информацию;
- объявления;
- специальные предложения.
Отличный ход – разместить хвалебные отзывы клиентов на сайте. Это бросается в глаза и располагает к себе.
Стоимость открытия компании
Приступать к открытию собственного предприятия нужно после того, как будет разработан четкий и последовательный бизнес-план агентства.
В бизнес-плане в обязательном порядке требуется расписать ключевые статьи расходов предприятия, чтобы определить, сколько стоит открыть агентство недвижимости:
- аренда офисного помещения;
- заработная плата работников;
- коммунальные услуги;
- закупка оргтехники;
- закупка мебели;
- расходы на рекламу.
Доходность фирмы зависит от масштаба бизнеса, суммы инвестиций и навыков сотрудников.
Открытие агентства по продаже недвижимости – это достойная идея для бизнеса. Если правильно и грамотно подойти к организации компании, можно наладить прибыльный бизнес.