Клининговый бизнес появился в России в начале девяностых годов прошлого тысячелетия. Непривычным словом «клининг» обозначаются виды уборки помещений и наведения там порядка. Как и все виды услуг, клининговые стали развиваться одновременно с глобальными экономическими переменами, произошедшими в нашей стране. В последние 5-10 лет аналогичные услуги предоставляются как в крупных городах областного и республиканского значения, так и в районных городах с населением 100-300 тысяч человек. В статье мы расскажем, как открыть свою клининговую компанию с нуля и какие сложности подстерегают на пути становления бизнеса.
Виды фирм по уборке и чистке
Поговорка «спрос рождает предложение» как нельзя лучше подходит к ситуации с клининговыми организациями. В период первичного появления банков, бирж, и деловых центров назрела проблема с уборкой перечисленных площадей. Речь шла уже не только о том, чтобы смахнуть пыль с мебели и протереть влажной тряпкой пол, а о широком смысле слова «уборка». Сюда включается мытье окон (в том числе снаружи в высотных зданиях), приведение в порядок напольного покрытия различного качества, содержание в гигиенической чистоте мест общего пользования (туалетов), уход за мебелью (как мягкой, так и корпусной), вынос мусора и многое другое.
В начале бизнеса каждый предприниматель ищет способы экономии на многих мелочах, к которым принято относить и затраты на уборку помещений. Но через 2-3 месяца попыток самостоятельно справиться со всем объемом необходимых операций, большинство бизнесменов склоняются к необходимости заключения договора со специализирующейся фирмой. Определяющее значение имеет размер обслуживаемой площади, наличие на ней напольного покрытия, дорогой мебели, сантехники и больших окон. Развитие химической промышленности, предлагающей новые средства по уходу за каждой отдельной поверхностью, требует специальных знаний и умений по безопасному обращению с каждым из них.
Эксперименты в этом направлении заканчиваются как минимум испорченной мебелью или пятнами на полу, что не создает положительных впечатлений от организации. Как максимум, работник, не имеющий понятий о мерах предосторожности при работе с чистящими и моющими средствами, рискует получить ожоги, аллергические реакции и другие малоприятные последствия для здоровья.
Несмотря на то, что выше мы описывали ситуацию с коммерческими организациями, располагающими внушительными площадями, потребность в клининговых услугах возникает и у владельцев квартир и частных домовладений. Справедливости ради, отметим, что, как правило, площадь такого жилья составляет от 100 квадратных метров, что сопоставимо с площадью небольшой организации.
Все эти моменты требуют заключения договора на обслуживание организации. Если в населенном пункте есть только одно клининговое агентство, то трудностей с выбором не предвидится. А вот в большом мегаполисе, с обилием рекламы, предлагающей обращаться за услугами к определенным фирмам, легко запутаться и совершить поправимую, но обидную ошибку при выборе.
Организации, предоставляющие клининговые услуги, делятся, в первую очередь на тех, кто работает с физическими лицами (теми самыми обладателями дорогой недвижимости) и с юридическими лицами.
В остальном специфика работы каждой организации объясняется сформированным спросом на ту или иную услугу в определенном районе и взглядами ее руководителей на то, что из себя должен представлять этот бизнес.
Все виды уборки и очистки поверхностей делятся на разовые, ежедневные и генеральные:
- Первые производятся после проведения какого-либо мероприятия, оставившего последствия в виде гор мусора, грязной посуды, мебели, окон и полов. Как правило, это случается после приема большого количества гостей параллельно с приготовлением и угощением напитками и едой, или проведения строительно-отделочных работ. Сюда же относятся и сезонная потребность мытья оконных стекол, уборка грибка или плесени на фасадах зданий. Требует наличия специальной техники, химических средств и коллектива не менее 3 человек.
- Ежедневная уборка не требует помещения и приложения таких усилий, как разовая и заключается в поддержании чистоты и порядка. Все операции знакомы домохозяйкам, это влажная уборка и с использованием пылесоса, обработка от пыли мебели, вынос мусора и очистка мест общего пользования (ванных и туалетных комнат).
- Генеральная уборка проводится с определенной периодичностью, как правило, раз в месяц. Независимо от того, частная собственность или коммерческая подлежит уборке, в этот день наводится порядок не только на наружных поверхностях, но и внутри шкафов, столов. Моется и натирается посуда, сантехника, мягкое напольное покрытие моется с применением моющих средств.
С учетом этой информации, бизнес план для открытия клининговой компании начинают составлять с учетом изучения конъюнктуры рынка, целевой аудитории, ценовых предложений конкурентов.
Документы
Бизнес по уборке помещений начинается с оформления необходимой документации. Она включает оформление в качестве ИП или юридического лица. Если планируется работа только с физическими лицами, то можно ограничиться созданием ИП и применением ЕНВД, имея ввиду возможные затруднения с получением заемных средств. В качестве отрицательных сторон такого решения можно рассматривать невозможность дальнейшей продажи бизнеса (только закрытие) и ответственность перед кредиторами всем личным имуществом бизнесмена.
Если же в качестве целевой аудитории рассматриваются организации, то есть смысл затратить время и деньги на открытие ООО и применение упрощенной системы налогообложения. Этот шаг влечет необходимость разработки и регистрации Устава Общества, оформления отдельного расчетного счета для ведения хозяйственных операций и наличия минимального уставного капитала в размере 10 000 рублей.
Открытие клининговой компании требует указания кода ОКВЭД при регистрации деятельности 74.70. и на случай расширения клининговых услуг, можно указать коды 74.70.1, 74.70.2 и 74.70.3.
Никаких лицензий и разрешений для работ по уборке не требуется.
Для понимания того, как открыть клининговую компанию с нуля пошагово и сколько нужно денег, необходимо четкое представление о том, кому будут предоставляться услуги, их объем и какое оборудование необходимо закупить для этого.
Значение имеет выбор красивого и запоминающегося названия организации, это можно считать первым рекламным и маркетинговым ходом.
Поиск клиентов
В зависимости от предполагаемой специфики деятельности конкретной клининговой фирмы, будет ли это бизнес по уборке квартир или работа с банковскими и коммерческими организациями, осуществляется и поиск первых клиентов.
Задействуют все способы:
- реклама в традиционных СМИ (газеты, радио и телевидение);
- оформление и раздача буклетов;
- создание одноименных групп в популярных социальных сетях;
- проведение рекламных акций со значительным снижением действующих цен.
Менее финансово затратный, но эффективный способ заключается в личном обходе будущих клиентов, причем в случае коммерческих организаций успех более вероятен. Объясняется это готовностью бизнесменов к пробным услугам, по итогам которых принимается окончательное решение о заключении договора. Что касается домовладельцев, для того, чтобы уговорить их впустить в свои стены постороннего человека и доверить ему уборку личного пространства, нужно постараться.
В любом случае, наготове должен быть подробный прайс-лист с указанием видов услуг и расценками за их выполнение и красочный буклет с фотографиями улыбающихся сотрудников с современным оборудованием в руках.
Грамотно разработанный договор на оказание услуг, содержащий условия наступления ответственности клининговой компании в случае причинения ущерба потребителю, создает впечатление серьезной организации и способствует установлению доверительных отношений.
Рекламные буклеты и информация в социальных сетях должны делать акцент на преимущества проведения уборки специалистами с применением всевозможных технологий и специальной техники.
Сотрудники
Работники, убирающие помещения – лицо организации. По результатам их работы, как видимым (чистота и порядок) так и не видимым (вежливость, отзывчивость и умение не мешать служащим), составляют мнение о фирме и принимают решение о дальнейшем сотрудничестве.
Поэтому к набору штата нужно относиться серьезно.
Вариантов подбора два:
- нанимать неопытных желающих и обучать их самим в процессе работы, это не влечет ощутимых финансовых потерь;
- прибегнуть к услугам готовых профессионалов, уже прошедших всевозможные курсы и обучения и имеющих опыт работы, их зарплата будет существенно отличаться в большую сторону.
В первом случае, при отсутствии необходимых знаний, которые можно передать подчиненным, можно оплатить соответствующие краткосрочные курсы в крупных клининговых компаниях. Стоимость составляет 5-10 тысяч за одного работника.
По умолчанию, набирают сотрудников женского пола, так как считается, что они лучше справляются с теми функциями, которые им знакомы с детства, пусть и не в таком объеме.
Исключение составляют сотрудники, работающие по очистке окон на высоте (здесь требуется специальное разрешение и допуск) и руководители бригад, которые параллельно выполняют функции носильщика тяжестей (некоторое оборудование увесистое и объемное).
К требованиям, влияющим на выбор сотрудника, относится готовность к заключению договора о материальной ответственности. Это необходимая норма, учитывая наличие дорогих вещей в обслуживаемых помещениях. Достаточно одного случая воровства, чтобы испорченную репутацию фирмы было тяжело (если не невозможно) восстановить.
Если коллектив состоит из 10-15 человек, есть смысл принять на работу администратора, который контактирует с клиентами и ведет бухгалтерский учет, осуществляющего финансовый контроль и уплату налогов и сборов.
Личные качества, такие как скромность, вежливость, аккуратность проверяются и на этапе собеседования и в первые месяцы работы. Этим, отчасти, объясняется текучка кадров: не все, желающие работать, обладают этими качествами.
Клининговое оборудование
Любой бизнес план клининговой компании с расчетами включает графу «приобретение инвентаря и техники». Без современного, профессионального оборудования начать уборку помещений за деньги, не получится. Оно должно облегчить труд человека, ускорить процессы и гарантировать результат уборки.
В зависимости от спектра услуг возникает потребность в приобретении разных технических средств.
Минимальный перечень оборудования:
- профессиональный пылесос, отличается повышенной мощностью, весом и возможностью проводить как сухую, так и влажную обработку поверхностей. Он стоит 40-50 тысяч рублей;
- фен для сушки коврового покрытия и мягкой мебели после очищения их с применением чистящих средств, стоимость 20-25 тысяч рублей;
- тележка для перемещения набора чистящих средств и мелкого инвентаря, стоимость составляет 40-50 тысяч рублей;
- поломоечную машину, по причине ее дороговизны (150-170 тысяч рублей), может себе позволить уже раскрученная компания, у которой есть уверенность в наличии клиентов и постоянных заказах.
При планировании таких услуг, как очистка окон на высоте или мытье автотранспорта, требуется приобретение специального оборудования конкретно для этих целей.
К затратам на оборудование относят аренду или приобретение автомобиля для доставки работников и инвентаря на объект, бытовую химию, спецодежду для сотрудников.
Финансовые показатели
Финансовый результат работы фирмы зависит от объема первоначальных и ежемесячных вложений, а также от востребованности услуг в конкретном населенном пункте. При аренде специализированного помещения существенно снижает стартовые затраты, и позволяет начать клининговый бизнес с минимальными вложениями, которые подразумевают под фразой «бизнес идеи с нуля». Это решающий аспект для человека, обдумывающего как открыть бизнес на стремлении к чистоте и порядку.
Аренда офиса начинается от 20-25 тысяч за месяц в зависимости от площади и города страны. Расходы на покупку оборудования можно уложить в сумму 200 тысяч рублей, включая инвентарь и химические средства.
Заработная плата сотрудников и налоги на нее «потянут» еще на 100 тысяч рублей, при условии количества сотрудников не более 3 человек.
Доход зависит от востребованности услуг, правильно проведенной рекламной кампании по открытию фирмы и ее маркетинговой стратегии.
В среднем, срок окупаемости составляет 8-12 месяцев, что, конечно, не маленький срок. Но, учитывая относительно небольшие первоначальные вложения и стабильность спроса (он увеличивается после праздников), бизнес можно назвать выгодным и заслуживающим внимания.
Спрос на клининг целиком зависит от благополучия населения страны и коммерческих организаций. Открытие новых банковских и офисных деловых центров влекут за собой необходимость их обслуживания.