Пришедшее в Россию ближневосточное блюдо шаурма (шаверма или шаварма, в зависимости от региона РФ) прочно закрепилось в числе популярного фаст-фуда. Ларьки и киоски, предлагающие различные варианты ее приготовления, присутствуют на улицах всех городов страны. Этот факт делает перспективу открытия собственной точки по продаже шаурмы безопасной и сулящей получение прибыли. Последовательность действий, как открыть шаурму: бизнес план, затраты , рассмотрим в нашей статье.
Какие документы нужны
Чтобы открыть шаурму и получать постоянную прибыль от нее, нужно разбираться в специфике этого вида бизнеса. Своим происхождением одноименное блюдо обязано странам Ближнего Востока. Простота и скорость приготовления, помноженная на высокую калорийность – залог его популярности.
Варианты приготовления включают как разнообразие основы, в которую заворачивают начинку, так и самой начинки. Помимо лаваша, в этом качестве выступают пита или лепешка. Ну а в нее уже кладется основа в виде мяса, обжаренного на гриле и несколько видов овощей и приправ, в зависимости от желания покупателя и наличия необходимых ингредиентов.
Это была информация для понимания специфики бизнеса, перейдем к конкретным шагам по его началу.
Начало любой деятельности начинается с ее юридического оформления. Шаурма как бизнес не исключение из этого правила, а значит нужно быть готовым к совершению действий в этом направлении, денежным и временным расходам, составить план по открытию бизнеса.
Начало – оформление ИП или ООО. У каждого из вариантов формы собственности есть плюсы и минусы. ИП быстрее и дешевле открыть, и закрыть также, при изменении деловых планов или недостаточно бойкой торговле. В качестве первого шага, не влекущего серьезные налоговые и бухгалтерские трудности, ИП — хороший вариант.
Если же замысел будущего бизнесмена распространяется далеко за рамки услуг по питанию фаст-фудом (то есть быстрая еда), нужно затратить время, деньги и силы на оформление полноценного юридического лица (ООО, например) чтобы налаживать долгосрочные связи с поставщиками продуктов и иметь основания для выбора просторного помещения.
После этого заключается договор аренды. Документы для открытия шаурмы необходимы следующие:
- свидетельство о регистрации ИП или ООО;
- свидетельство о налоговом учете;
- разрешение от администрации на торговлю в конкретном месте;
- справка из СанЭпидемСтанции;
- разрешение от пожарной службы;
- медицинские книжки работников;
- сертификаты и справки, подтверждающие безопасность и соответствие продуктов;
Перечисленные документы оформляются в течение 10-15 дней, затем с них делаются копии (кроме медицинских книжек) и они хранятся в обязательном для заведения «Уголке потребителя». Этим правилам соответствуют все заведения общепита, независимо от того, открываются кафе, ресторан или закусочная.
Выбираем расположение точки
Учитывая специфику бизнеса на шаурме, а именно, скорость приготовления и востребованность у спешащих по делам людей, от расположения точки (киоска, ларька, отдела, шаурма на колесах, палатка) зависит проходимость посетителей. А значит и размер дохода хозяина заведения.
Гарантировать постоянный поток проголодавшихся граждан способен бойкий «пятачок» около торговых центров или не далеко от бизнес-квартала. Идея открыть точку в спальном районе заранее обречена на провал. А вот центральные проходные производственных предприятий — хорошие соседи, регулярно поставляющие не желающих ждать до дома работников.
Сосредоточение на ограниченной площади учебных заведений или общежитий, вокзалы всех видов транспорта, рынки — пространство вокруг них, как правило, уже занято расторопными бизнесменами. Но если удастся там закрепиться, и осуществить открытие ларька с шаурмой – дело сделано, и можно не волноваться о возможном банкротстве.
При поиске мест с большой проходимостью учитывают и такой фактор, как целевая аудитория, то есть круг людей, которые, с наибольшей вероятностью будут выступать в роли посетителей.
Это, в первую очередь:
- молодежь до 30 лет;
- представители рабочего класса;
- среднего звена управления (менеджеры, экономисты, продавцы).
Поэтому идея начать бизнес на шаурме вблизи официозных зданий банков или администраций областного или республиканского уровня, сотрудники которых привыкли обедать и перекусывать не иначе как в ресторанах или кафе, вряд-ли оправданна.
Вот, собственно говоря, основные принципы выбора места для будущего ларька или киоска с шаурмой, они действуют независимо от страны, в Казахстане или в Беларуси ситуация будет та же.
Оборудование
Бизнес план шаурмы с расчетами включает необходимость приобретения оборудования (и мебели в том числе). Помимо стандартного, необходимого в торговой точке (шкафы, столы, посуда, онлайн-кассы, холодильника) требуется специальное, для приготовления именно шаурмы. Речь идет о вертикальном гриле, который, в зависимости от способа приготовления мяса, предлагается электрическим или газовым.
Его размер подбирают исходя из планируемых объемов производства готового продукта, но менее, чем на 20-30 кг, покупать нецелесообразно.
Для ускорения нарезания начинки для шаурмы и других продуктов приобретается профессиональная шинковка.
Двусторонний гриль позволяет обжарить готовую шаурму до румяной хрустящей корочки, и заменить его ничем не получится.
При выборе холодильника учитывают требования об отдельном хранении разных видов продуктов, места должно хватать на все.
Для того чтобы заведение соответствовало требованиям санэпидемстанции, оно оборудуется мойкой (двойной) с набором дезинфицирующих средств для проведения влажной уборки помещения.
Наличие профессиональной вытяжки гарантирует отсутствие дыма и запаха приготовления пищи в заведении.
Выбор оборудования в специализированных магазинах для общепита дает возможность купить его исходя из финансовых возможностей, от эконом класса до разрекламированных марок.
От суммы, затраченной на мебель и оборудование, зависит, сколько стоит открыть шаурму в целом.
Небольшая хитрость при ремонте и оборудовании ларька позволит увеличить поток клиентов – окно на улицу делается большим, а не маленькой форточкой. Вид сочного мяса на гриле, сопровождаемый ароматом, лучше остальных методов рекламы, призовет к заведению проголодавшихся граждан. Понятно, что все, что сможет увидеть посетитель с улицы, сияет чистотой и находится в порядке.
Подбор персонала
Изготовление шаурмы и ее реализация относятся к малому бизнесу, способному разместиться на 20 квадратных метрах площади. Но распространено самостоятельное изготовление шаурмы хозяином заведения, бизнесменом. Такой выход оптимален еще и с позиции освоения всех тонкостей бизнеса с целью дальнейшего контроля за соблюдением рецептуры и технологии приготовления блюд наемными сотрудниками.
Подбор сотрудников для работы ведется через:
- специальные сайты по подбору персонала;
- средства массовой информации;
- личные знакомства среди коллег по общепиту.
Среди требований к работнику – санитарная книжка или готовность к ее оформлению. Чистоплотность, аккуратность, доброжелательное и вежливое отношение к посетителям со стороны всего немногочисленного персонала способствуют привлечению новых покупателей и приобретению репутации всего заведения.
Количество работников зависит от выбора продукции и проходимости точки. Если помимо шаурмы покупателям предлагаются и другие блюда и напитки, одного повара будет мало, кто-то должен осуществлять денежный расчет и следить за порядком и чистотой в помещении. Человек, непосредственно контактирующий с продуктами и участвующий в приготовлении еды не должен заниматься уборкой, это противоречит элементарным требованиям санэпидемстанции.
График работы устанавливается исходя из особенностей потока посетителей и расположения точки, обычно это два дня через два по 12 часов или в две смены с передачей дел через неделю.
Как разнообразить ассортимент
Заведение, продающее 5-6 видов шаурмы, другие продукты фаст-фуда, легкие салатики и напитки имеет больше преимуществ, по сравнению с шаурмичной, в которой, кроме шаурмы 2-х видов ничего не готовят.
Так как в аналогичные заведения обращаются люди, которые спешат по делам и обладают ограниченным временем на перекус, все, что оно предлагает их вниманию, должно готовиться не дольше 10 минут.
Сама шаурма сохраняет свое название, несмотря на разнообразие видов начинки. Основной ингредиент-мясо, допускается куриное, свиное, баранина или индейка, исходя из предпочтений местного населения и региона (Казахстан или Россия отличаются по вкусовым пристрастиям). Дешевле – курица или индейка, дороже получается блюдо из свинины или баранины.
В дополнение к мясу кладется овощная смесь, которая тоже имеет массу вариантов как по мясу, так и по составу: обычно, это просто смесь зелени (петрушка, укроп и кинза), сдобренные приправами и соусом. Но есть варианты шаурмы с пониженным содержанием мяса, с преобладанием смеси из овощей, в которую входят капуста (или листья салата), помидоры и огурцы. Такой вариант получается более сочным и его предпочитают девушки, следящие за своим весом, мужчины выбирают классический вариант с обилием мяса. Последний должен обладать жгучим вкусом смеси перцев, как и положено восточному блюду. В меню заведений можно встретить и фитнесс-шаурму, совершенно не содержащую мясную основу, только овощи, приправы и соус, их могут позволить себе и ярые поклонники занятий спорта и вегетарианцы.
Помимо шаурмы, предлагается выбор других быстро приготовляемых блюд навынос:
- хот-доги;
- пирожки;
- пицца.
Все их, готовят заранее и замораживают в производственной морозильной камере, а перед подачей просто разогревают. Полный
процесс уже не уложится в формат фаст-фуда.
Ассортимент напитков, предлагаемых для утоления жажды и для лучшего усвоения шаурмы или пиццы, зависит от времени года. Летом спросом пользуются соки и охлажденные лимонадные смеси, а в холодную, промозглую погоду повышается спрос на горячие кофе и чай.
Подаются напитки в фирменных бумажных стаканчиках.
Рентабельность шаурмы
Изготовление шаурмы, как бизнес, зависит от нескольких факторов:
- Уровня первоначальных вложений. Чем он выше, тем дольше бизнесмен будет выходить на точку безубыточности и получения прибыли.
- Потока посетителей. Тут прямая зависимость, чем больше желающих перекусить, тем больше выручка и прибыль.
- Графика работы заведения. За 12 часов работы продается большее количество продуктов, чем за стандартные 8 часов работы. В выходные дни выручка повышается.
- Ассортимент предлагаемых блюд. Чем он шире, тем большее количество покупателей точка общепита сможет привлечь.
- Качество шаурмы и других блюд. Это решающий фактор, репутация заведения зависит в первую очередь от того, насколько у повара получается удовлетворять потребности и вкусовые ожидания посетителей. Даже немного завышенная, по сравнению с конкурентами, цена воспринимается адекватно, если блюдо получилось, что называется «пальчики оближешь».
- Соотношение понятий цена и качество (или размер порции). После анализа рынка конкурентов устанавливают приемлемую для бизнесмена и для посетителя цену, она не должна отличаться больше, чем на 20% от аналогичной на рынке.
Указать точную сумму первоначальных вложений не представляется возможным, так как она зависит от региона РФ, цены на аренду или стоимости постройки заведения, его площади, количества наемных работников и предлагаемых продуктов. Чтобы открыть бизнес на шаурме, нужно быть готовым к вложению от 300 тысяч рублей в провинциальных городках и до 800 тысяч в областных городах с миллионным населением.
Львиная доля из озвученных сумм пойдет на долгосрочную аренду или строительство киоска и его оборудование.
Не стоит забывать и о среднемесячных затратах на бесперебойное функционирование заведения, здесь речь идет о более скромных суммах порядка 100-300 тысячах рублей.
Срок окупаемости киоска с шаурмой составляет 3-6 месяцев. Так что, выгодный ли бизнес на шаурме, решать каждому самостоятельно.
Факторы риска
Частный бизнес, по определению, рискованное занятие. И тяжесть риска ложится на плечи бизнесмена, особенно, если он работает в качестве ИП, а не юридического лица.
Основные «подводные камни»:
- Конкурентная борьба способна вытеснить с рынка новичков, еще не успевших развернуться и завоевать репутацию.
- Повышение цен на исходные продукты для приготовления блюд способно обогнать покупательские возможности и тогда поток посетителей, даже тех, кто всегда приходил за шаурмой и не имеет претензий к заведению, постепенно иссякнет.
- Низкое качество реализуемых товаров. Мы уже писали, что вкусная, ароматная шаурма найдет ценителей, которые расскажут о ней своим знакомым и проведут рекламную кампанию. В обратную сторону этот закон также работает. Достаточно одного раза, чтобы человек сделал вывод, что качество «так себе» и эта оценка начнет свой путь по городу, уменьшая количество желающих ее попробовать лично.
- Доброжелательность персонала, готовность пойти на встречу желанию посетителей создают благоприятную атмосферу и повышают рейтинг заведения. Опять-таки, отсутствие этих моментов тоже влияет, и отрицательные последствия не заставят себя ждать.
Два пункта из четырех перечисленных можно контролировать хозяину бизнеса путем тщательного подбора персонала и контроля над соблюдением технологии производства шаурмы.
Надеемся, что человек, в качестве идеи для бизнеса размышляющий, как открыть ларек с шаурмой, и выгодно ли открывать киоск, после прочтения нашей статьи оценит все аспекты и возможные последствия этого шага.
Это быстро окупаемый бизнес, успех в котором принесут правильно лпределенное место, дружелюбный и вежливый персонал, умеющий готовить несколько видов шаурмы и другой фаст-фуд так, чтобы заведение быстро завоевало отличную репутацию.