Даже далёкие от техники люди знают, что у автомобиля 4 колеса, «обутых» в резиновые шины, которые регулярно меняют из-за износа поверхности.
Действительно, материал, использующийся для изготовления автопокрышек не вечен. Соприкасаясь с дорожным покрытием, через некоторое время, «резина» приходит в негодность, колёса «переобувают», а старые покрышки выбрасывают.
В итоге автомобильные шины попадают на городские свалки, где медленно разлагаются, усложняя и без того не радужную экологическую ситуацию. Избежать подобного исхода можно, тем более что уже давно разработаны и используются на практике методы переработки автомобильных покрышек во вторсырьё, в частности, в резиновую крошку.
Далее в статье: краткий анализ состояния рынка сырья, бизнес-план по переработке шин в крошку, регистрация предприятия и главные этапы технологии переработки покрышек, оценка конкурентной способности рынка готовой продукции, доходность бизнеса от продажи бу шин
Анализ рынка и злободневность проекта
Статистика информирует — количество личных автомобилей с каждым годом увеличивается. И всё бы ничего, если бы автотранспорт не загрязнял воздух и не способствовал увеличению количества свалок, растущих как на дрожжах из-за ограниченных возможностей перерабатывающей промышленности. В конкретном случае говорим о РФ, где утилизация однозначно не справляется с валом промышленных и бытовых отходов.
Справка: мировые свалки использованных покрышек — 60-80 млн т. Ежегодный прирост отходов мирового автопрома, примерно, 10 млн т. В России на сегодня объём переработки автошин в резиновую крошку — 20% от общего количества.
Итак, проблема утилизации использованных шин, прямое следствие увеличения числа автотранспортных средств.
Кроме того, что б/у автопокрышки отравляют атмосферу, почву и воду, это ещё и пожароопасный материал, при возгорании которого воздух становится токсичными и непригодным для дыхания.
Период разложения старых покрышек, примерно, 150 лет, и несложно рассчитать, через сколько времени страна превратится в гигантскую мусорную свалку.
Но если говорить о переработке покрышек как бизнесе анализируя возможности рынка отходов, через бизнес по переработке шин в крошку, приходим к выводу — материала для получения готового продукта — резиновой крошки, на свалках страны, более чем достаточно.
Также заметим, что переработка утилизированных автомобильных шин, кроме резиновой крошки, позволяет получать ценные полимеры, повсеместно использующиеся в производстве. Так, 1т. б/у шин содержит 650 кг. востребованной в промышленности резины.
Из использованных шин изготавливают:
- новые шины;
- гидроизоляцию для строительства;
- резиновые колёса для транспортных средств;
- плитку для дорог и дорожек;
- резиновую крошку для декора и пр.
Проблема утилизации шин, упомянутая выше, комплексная. Здесь много причин — экономический кризис, отсутствие мотивации у владельцев автотранспорта, при этом бесспорно, переработка шин как бизнес, при серьёзном подходе, перспективна — это буквально «золотое дно» для предпринимателей.
Процесс переработки шин в резиновую крошку
Обсудим более подробно процесс переработки использованных покрышек в востребованную в промышленности резиновую крошку
На сегодня, в РФ:
- средняя цена 1т. резиновой крошки на рынке составляет 20 тыс. руб;
- стоимость линии по переработки не менее 2 млн руб;
- производственная мощность около 5 тыс. т. крошки в сутки.
Рынок сбыта резиновой крошки велик и при правильном подходе к решению проблемы принесёт серьёзный доход.
Процесс переработки бывших в употреблении шин в крошку технологически не сложен и делится на следующие этапы:
- Подготовка сырья к переработке: очищение, сортировка.
- Порезка.
- Обработка материала в реакторе.
В реакторе сырьё обрабатывают при температуре 450°С, в результате чего получают: газ, использующийся как дополнительное топливо, металлокорд, топливную фракцию (мазут).
Твёрдые части крошки пропускают через магнитный сепаратор, сито, и удаляют металлические компоненты, которые складируют отдельно и реализуют, впоследствии, как лом. Мазут, образовавшийся в результате термической обработки, транспортируют в баки, где и хранят до момента реализации.
Поиск места под производство
Выбор места под бизнес-план с расчётами по переработке шин в крошку требует соблюдения определённых условий — это:
- удалённость предприятия от жилой зоны, поэтому лучшее место для комбината — промзона за городом. Допустимое по нормам безопасности расстояние до жилых домов — 300 м.;
- размер территории. Минимальная площадь территории объекта 300 кв. м. средняя — 1тыс. кв. м. при размере помещения 120-170 кв. м.
Помещение под завод по переработке должно быть
- Электрифицировано.
- Оснащено водопроводом и канализацией.
При выборе места под перерабатывающий завод, следует учесть, занимаемую оборудованием площадь, площадь служебных помещений, склада для готовой продукции.
Франшиза по переработке шин — это легальный способ избежать оформления разрешительной документации и ускорить начало процесса промышленного производства.
Недвижимость под промышленные объекты покупают или берут в аренду.
Преимущество покупки очевидно, но если есть сомнения в перспективах бизнеса, лучше обойтись арендой.
Момент стоимости недвижимости актуален, но здесь проблема — цена на аренду или покупку объекта под промышленное предприятие может сильно отличаться даже в пределах одного населённого пункта и лучший выход из ситуации — детальный анализ рынка и динамики цен.
На сегодня средняя стоимость аренды помещения, для развёртывания перерабатывающего комбината, в зависимости от особенностей региона — 15-100 тыс. руб. в месяц.
Регистрация деятельности
Собираясь регистрировать переработку шин как бизнес определитесь с формой хозяйственной деятельности, что зачастую, зависит от состояния первоначального капитала или плана по привлечению инвестиций.
Если средства в наличии, оформите бизнес как индивидуальную предпринимательскую деятельность.
В таком случае затраты на оформление составят:
- уплата госпошлины за регистрацию — 800 руб;
- покупка печати — 1 тыс. руб.
Помните, что в случае банкротства предприятия, индивидуальный предприниматель отвечает всем свои имуществом.
Помимо расходов на регистрацию, для завершения оформления предприятия по переработки отходов, ИП потребуется разрешение следующих служб:
- Пожарной.
- Экологической.
- Комиссии по охране труда.
- Роспотребнадзора.
- Органов местного самоуправления.
Также требуется заключить договора с поставщиками и покупателями, трудовые договоры с рабочими, оформить медицинские книжки и пр.
Если собственных денег нет, нужны инвестиции. В таком случае идеальный вариант — открыть ООО. Процедура открытия ООО сложнее, но это позволить привлечь средства со стороны.
Оборудование
Основная затратная часть организации производства по переработки покрышек — закупка оборудования:
- приобретение готовой линии;
- установка оборудования по отдельности.
Решение по оборудованию принимают после анализа состояния рынка, цен и планирования финансовой рентабельности.
Станки по переработке автошин для малого бизнеса:
- Для удаления посадочных колец.
- Для резки покрышек.
- Дробилки для производства крошки.
- Вибросита для отсева металлических компонентов.
- Магнитного и воздушного сепараторов.
- Транспортёра.
- Вибросита для «чистовой» очистки.
Средняя стоимость минимально укомплектованной линии — 16-17 тыс. дол.
Указанные выше узлы — основные. В зависимости от комплектации наименования и функциональные возможности оборудования могут отличаться. Технические характеристики станков рекомендуем изучать на официальных сайтах производителей.
Набор персонала
Набор персонала — ключевой аспект организации производственного процесса. Каким бы ни было оборудование, но работать на станках людям от квалификации которых и зависит окончательный результат — количество и качество готовой продукции.
Оптимальное число работников на предприятии, во многом, зависит от графика работы. Если это круглосуточное производства, то при 8-часовом рабочем дне понадобится двое рабочих на каждую смену, то есть всего 6 человек.
Плюс:
- мастер;
- техник наладчик;
- завскладом, отвечающий за сохранность сырья и готовой продукции;
- менеджер, отвечающий за закупку материала и реализацию готовой продукции;
- услуги бухгалтерии.
Также для доставки сырья и вывоза готовой продукции придётся обзавестись автотранспортом, который можно купить или арендовать — это означает наём минимум одного водителя.
Отдельная статья расходов — охрана предприятия в рабочее и нерабочее время. Аспект безопасности решают средства технического контроля: установка камер наблюдения и сигнализации, что выглядит более рентабельным. Если вы сторонник более консервативных методов — наймите 1-2 сторожей для посменной охраны завода.
Итого: минимальное количество работников для круглосуточного цикла предприятия по переработке шин — 12-13 человек.
Смежный бизнес, приносящий дополнительную прибыль и бесплатное сырьё — организованная поблизости шиномонтажная мастерская.
Подбор, наём, обучение рабочих и персонала осуществляют специальные компании. Это дополнительные расходы, включать или не включать их в бизнес-план решать вам, но, как показывает мировая практика, обученный персонал, несравнимо эффективнее неквалифицированных работников.
Финансовый план производства по переработке шин
Получение резиновой крошки связано с переработкой использованных автомобильных покрышек, что снимает проблему сырья, благо свалок вокруг достаточно. В худшем случае вы получите шины за символическую плату, к которой добавьте расходы за доставку.
Изготовлением крошки можно заниматься в небольших объёмах и малых затратах:
- Производственное помещение площадью 40 кв. м. (высота потолка 3 м.).
- Минимально укомплектованной линией.
- Электропитании в 380 вольт.
- Двух работниках.
Для оптимизации процесса и быстрого выхода на точку окупаемости, рекомендуем организовать круглосуточный, посменный, семидневный режим, для чего понадобятся большие площади для хранения сырья и готовой продукции.
Бизнес-план на месяц, при круглосуточном режиме работы:
- закупка сырья на месяц: 24т, по цене 40$ за тонну — 960$;
- стоимость аренды складских помещений: 500-600$;
- зарплата рабочим: 700$;
При возможностях линии 100кг. готовой продукции в час, и 8 часовом рабочем дне, получаем 24т. крошки в месяц. Розничная стоимость готовой продукции 0,3$ за кг. Х 24, ежемесячный доход составит — 7.2 тыс. дол.
К доходу от переработки следует отнести и металлические компоненты, отсеянные при фильтрации — это около 7%. После подсчёта получим – 1.68т металла ежемесячно. При средней стоимости металлолома за тонну 200 дол ежемесячная прибыль составит 336$.
Сбыт готовой продукции и анализ рисков
Резиновую крошку используют при производстве плитки или других видов покрытия для пола, то есть каналы сбыта готовой продукции нужно искать в строительной сфере, на производствах, выпускающих подобную продукцию, а также в городских и региональных администрациях, выполняющих государственные программы по развитию спорта и строительству соответствующих сооружений.
Полный производственный цикл превращения шин в крошку состоит из трёх этапов:
- поставки сырья;
- налаживания производственного процесса;
- сбыта готовой продукции.
Разрабатывая бизнес-проект, для получения точных расчётов важно учесть наличие рисков, чтобы впоследствии их минимизировать.
Это возможные сбои:
- В работе оборудования. Снижение рисков в производственном процессе зависит от уровня квалификации работников, соблюдения правил эксплуатации оборудования, своевременного ремонта и пр.
- В поставках сырья и сбыте готовой продукции. Для устранения подобных рисков рекомендуем: подписывать долгосрочные договора о поставках и реализации с потребителями продукции, участвовать в тендерах по строительству спортивных сооружений в качестве поставщика.
Порча готовой продукции – с этим просто, резиновая крошка не требует особых условий хранения и боится только влаги. Обратите внимание на данный фактор, чтобы избежать незапланированных потерь.
Оценка конкурентоспособности рынка — возможность составить предельно точный бизнес-план. В данном случае ситуация с переработкой крошки в России такова — 60% крошки перерабатывают 4 предприятия, которые не справляются с нарастающим валом отходов. Отсюда вывод: дешевизна сырья, умеренные расходы на организацию производственного процесса и отсутствие конкуренции на отечественном рынке делают данную отрасль сверх привлекательной и доступной для малого бизнеса.
Незапланированные издержки
Составление бизнес-плана с учётом всех возможных расходов желательно, но не всегда выполнимо. Есть объективные обстоятельства, проявляющиеся уже на стадии организационных робот, как правило, это проблемы с получением необходимых разрешений по пожаробезопасности и экологии.
Неизбежная, но необходимая, статья расходов — маркетинг, реклама. Неоспоримая истина — экономия на рекламе ведёт к финансовым потерям. При этом важно соблюдать чувство меры, небольшое предприятие вряд ли нуждается в масштабных маркетинговых расходах.
При рациональном подходе, будет разумным:
- открыть интернет-сайт;
- разместить информацию в СМИ, на рекламных тумбах, региональном ТВ;
- арендовать рекламный щит.
При этом важно, чтобы информация о предприятии, ценах, акциях и пр. оставалась актуальной и регулярно обновлялась.
Чтобы избежать финансовых затруднений от возможных рисков при организации производства, отложите про запас определённую сумму, скажем в 200 тыс. руб. Пусть это будет фонд для решения «неожиданно возникающих проблем».
Мы постарались полно охватить все циклы организации бизнеса по переработке автомобильных покрышек в крошку. Создание малого предприятия по переработке б/у шин реально и доступно индивидуальным предпринимателям.
Положительные аспекты производства:
- доступность и малая стоимость сырья,
- низкий уровень конкуренции,
- умеренные расходы на организацию.
Как показывает практика ничего сверхъестественного и сложного в производственной переработке шин в крошку нет.
Производственные же проблемы: выбор места под помещение или набор персонала на производство решаются до запуска линии, и, если поставщик сырья регулярно подводит вас — это всего лишь причина найти другого поставщика.
Важно и общественное значение перерабатывающего бизнеса, работающего на лучшее будущее. Все желают избавиться от мусора — и в конечном итоге, это принесёт вам не только прибыль, но благодарность и уважение людей.