Торговля овощами и фруктами как бизнес известен с незапамятных времён. Во все времена на территории нашей страны продажа овощей и фруктов – бизнес, приносящий постоянный доход. О том, как начать своё дело по продаже фруктов и овощей, на что обратить внимание, расскажем в нашей статье.
Перспективы развития овощного бизнеса
Понятие «овощной бизнес» включает не только овощи, но и фрукты тоже, так как представить себе торговлю исключительно овощными культурами не просто.
Учитывая тот факт, что он известен и распространён не первое десятилетие, появляется уверенность в перспективе развития. Преимущества бизнеса вытекают из его востребованности на рынке.
Отрицательным моментом, существенно уменьшающим радужные варианты развития и продвижения этого вида торговли, является конкуренция на рынке. Недостатка в российских и импортных фруктах на прилавках нет. Хотя в этой сфере требования к разнообразию ассортимента и к наличию конкретного вида овощей и фруктов зависят от календарных праздников и времени года. Бизнесмен, который чувствует и понимает эти запросы покупателей и вовремя их удовлетворяет, не боится понести убытки.
Бизнесом по продаже овощей и фруктов занимаются предприниматели всех форм собственности, независимо от площади торгового места:
- лоток на рынке;
- отдельный киоск;
- отдел в супермаркете.
И в каждом из перечисленных вариантов – своя целевая аудитория, покупатели. Каждый из них имеет субъективное мнение насчёт правильного и выгодного места приобретения натуральных витаминов, как называют овощи и фрукты.
В регионах, где развита традиция садоводства и огородничества, дачники составляют отдельную конкуренцию торгующим фруктами и овощами.
Это тоже нужно учитывать при составлении предварительного бизнес плана овощного магазина, так как, сравнивая цены у бабушек на рынке и в киоске на привозной товар, многие, по-старинке, делают выбор в пользу «экологически чистого и местного» продукта, игнорируя перепродажу.
Открытие своего магазина или лавки
Прежде чем приступить к юридической регистрации бизнеса на фруктах, определяются с форматом будущей торговли: будет ли это небольшой прилавок на рынке, отдельный магазин или оптовая торговля.
Решающий фактор при выборе формата — величина стартового капитала и наличие опыта в торговле.
От этого зависит необходимость привлечения наёмного труда и форма собственности предприятия:
- индивидуальное предпринимательство (ИП);
- юридическое лицо (ООО).
Разница между тем, как открыть овощной ларёк или заняться оптовым бизнесом на овощах и фруктах – огромная. Требования к поставщикам, наличие связей среди покупателей – всё это отличается по размерам и важности.
Новичок в торговле, который не имеет внушительного стартового капитала и опыта, предпочитает начинать работу с открытия ларька или прилавка (овощную лавку или палатку). Основное требование заключается в наличии места для торговли, собственного или арендуемого. Первые же 2-3 месяца работы покажут, какие виды фруктов и овощей пользуются постоянным спросом, а какие есть смысл привозить только перед праздниками.
Магазин предполагает наличие сотрудников и полноценной бухгалтерии, помещения для магазина, но и оборот денежных средств в нём на порядок выше, если сравнивать с ларьком или прилавком. Сетевые торговые точки составляют конкуренцию частным магазинам, но они не могут оперативно реагировать на требования покупателей. Как открыть магазин или как открыть ларёк, можно проконсультироваться у опытных бизнесменов или найти информацию в интернете.
Решиться заняться оптовой торговлей фруктами и овощами, снабжать частные и сетевые магазины может человек, обладающий нужными связями с поставщиками и имеющий гарантированный сбыт у покупателей. Последний момент играет первостепенную роль, так как овощи и фрукты специфичный товар, с непродолжительным сроком хранения, по истечении которого он становится непригодным для реализации.
Развитая логистическая система, которая позволяет бесперебойно завезти товар на склад и отгрузить его в магазин – непременное требование такого бизнеса.
Регистрация бизнеса и получение разрешений
Регистрировать ИП или юридическое лицо — решает исключительно сам бизнесмен.
И в первом, и во втором случае нанять сотрудников на работу можно, системы налогообложения также совпадают:
- упрощённая система по формуле «6% от дохода» или «15% от разницы между доходами и расходами»;
- ЕНВД (в этом случае услуги оказывают только населению, но не юридическим лицам);
- общая, которая подразумевает полноценный налоговый и бухгалтерский учёт.
Сам процесс регистрации ИП занимает 5 рабочих дней и обходится в 800 рублей государственной пошлины. Образование юридического лица – более трудоёмкий процесс, заполняются специальные бланки, регистрируется Устав Общества и открывается расчётный счёт. Налоговая инспекция рассматривает заявление в течение 10 дней, после чего вносится запись в Единый госреестр юридических лиц.
Так как реализация продуктов имеет непосредственное отношение к здоровью человека, требуется наличие разрешений на этот вид торговли. Справедливости ради отметим, что часть из них носят уведомительный характер. Скажем, Роспотребнадзор, Государственный пожарный надзор, Электронадзор достаточно уведомить о начале своей деятельности. А вот свидетельство о соответствии помещения санитарным нормам и о качестве и безопасности продукции оформляется в обязательном порядке.
Уличная торговля требует наличия дополнительного документа под названием «Разрешение на установку торгового объекта», которое получают в местной администрации.
Выбор места для продаж и формирование ассортимента
От удачного места торговли зависит половина успеха. Это относится ко всем видам товара, а к овощам и фруктам – тем более. Представить себе, что покупатель в поисках картошки, яблок или апельсинов объедет половину города, можно было только в далёкие советские годы дефицита.
Масштаб начинаемого бизнеса влияет на его месторасположение не меньше. Главным критерий – это проходимость через конкретную точку и всё. Неважно, будут ли это возвращающиеся жители спальных районов после работы или скучающие посетители торгового центра, главное, чтобы они были. Наличие конкурентов по овощному бизнесу не должно пугать начинающего предпринимателя.
В остальном, магазин, ларёк или прилавок служит торговым местом, это не принципиально. Единственное исключение, это оптовая торговля овощами и фруктами.
Принимая во внимание размеры и аренду площади на складе, объёмы поставок, выбирают место с развитыми подъездными путями любого вида транспорта.
Максимальное и постоянное соответствие выбора продуктов запросам на них – залог прибыльной торговли. Любые крайности неприемлемы: ограничиться 2-3 видами, значит заранее обрекать себя на недовольство покупателей, но и держать 100 видов и сортов фруктов и овощей, многие из которых не знакомы нашим соотечественникам – тоже не дело.
Золотая середина выглядит следующим образом:
- Овощи и корнеплоды: картофель (желательно 2-3 сортов), помидоры, огурцы, капуста, морковь, лук, чеснок, баклажаны, перец и бобовые культуры. Перечень дан по убывающей.
- Фрукты: яблоки, цитрусовые (3-4 вида), груши, виноград, бананы, экзотические импортные (манго, ананас, киви), бахчевые культуры в сезон.
- Зелень (лук, петрушка, укроп), сухофрукты и смесь из них и орехов.
Этого количества видов товара достаточно для начала бизнеса. А по мере его развития внимательный продавец и хозяин сам поймёт, что ещё стоит завезти, а от чего отказаться без ощутимых потерь и претензий.
Если речь идёт о небольшом магазине или лавке в спальном районе, то местные покупатели высоко оценят возможность заказывать к определённой дате конкретный вид и количество продукта.
Необходимое оборудование
Развитие бизнеса на торговле овощами и фруктами невозможно без наличия необходимого оборудования. Обязательность его приобретения логически вытекает от естественного свойства овощей и фруктов портиться и принимать не только не товарный вид, но и переходить из разряда «товар» в разряд «отходы».
Несмотря на то, что каждый по отдельности продукт питания из овощного магазина выращен в разных климатических условиях и требует специфичных условий хранения, выделяют общие требования, при соблюдении которых продолжительность срока торговли увеличивается.
Речь идёт о холодильных витринах и полках, температуру которых регулируют по мере необходимости. Сплит-система или кондиционер не позволят температуре в помещении превысить рекомендуемые показатели.
Без стандартного набора из стеллажей, прилавков и полок обойтись не получится. Онлайн-касса или кассовый аппарат и весы также входят в обязательный стартовый набор оборудования.
Работа с поставщиками
Свежесть, товарный вид и конкурентная закупочная цена на фрукты и овощи – это сочетание позволяет развивать бизнес и не бояться банкротства.
Проблема поиска поставщиков, готовых удовлетворить все требования закупающего бизнесмена – первый аспект, который решают на стадии составления бизнес-плана.
Расстояние между точками закупки и продажи, транспортная возможность беспрепятственно доставлять товар на постоянной и регулярной основе, все эти моменты определяют конкретный выбор поставщика.
Торгующих организаций и бизнесменов, предлагающих оптовые закупки овощей и фруктов достаточно в любом регионе, это:
- оптовые базы;
- рынки;
- представители торговых сетей.
Они готовы доставить товар до двери магазина.
Местные витаминные продукты владелец ларька или прилавка может закупать у фермеров и дачников, реализующих излишки, выращенные на огороде или участке. Но ассортимент товара и его количество, не удовлетворит потребности и запросы покупателей, это касается сезонных овощей.
Чего не скажешь про оптовые торгующие организации и их представителей. Они доставят любое количество и местного и заморского товара, куда пожелаете. Но есть одно «но». Работают они по предоплате, а значит, на закупку и перевозку первой и последующих партий необходимо подготовить денежные средства на оплату услуг поставщика. И не забывать о порче, усушке и утряске товара во время дороги.
Опытные бизнесмены на стадии заключения договора поставки овощей и фруктов, включают в него условия о возможности возврата испортившихся или не проданных вовремя продуктов.
Уважающий себя оптовик без особой радости, но идёт на такой шаг, для поддержания репутации честного и справедливого бизнесмена.
Маркетинговое продвижение
Бизнес на овощах невозможно развивать без рекламных и маркетинговых акций и приёмов, это издержки конкурентной борьбы.
Бизнесменам, обдумывающим проблему «как открыть овощной магазин с нуля», необходимо иметь в виду и этот пункт расходов при планировании своего дела. И если с рекламой можно в первые 2-3 месяца не торопиться, то маркетинговые приёмы применяются сразу.
Речь идёт о:
- правильной выкладке товара;
- придания ему аппетитного вида;
- правильном соотношении понятий «цена» и «качество»;
- поддержания видового ассортимента на необходимом уровне.
Мониторинг цен у конкурентов включает не только цены сами по себе, но и их связь с качеством товара, размерами, цветом, свежестью.
Перед праздничными днями имеет смысл умеренно снизить цену на наиболее ходовой товар, пользующийся повышенным спросом.
Продавец, непосредственно обслуживающий покупателей, должен досконально разбираться в своём товаре, знать его вкусовые свойства, уметь его подать (если это малоизвестный фрукт), быть доброжелательным и вежливым человеком.
Опытные продавцы безошибочно определяют в массе посетителей тех, кому можно предложить товар более дорогой ценовой категории, а кому можно и отпустить лишние 30-50 грамм сухофруктов или картошки.
Бизнес на овощах и фруктах отличает постоянная востребованность, конкуренция среди торговцев, возможность быстрого реагирования на запросы покупателей и высокая рентабельность.
При условии удачно выбранного места для продаж, правильного ассортимента и вежливого продавца, успех не заставит себя ждать.