Предлагаем начать рассмотрение проблемы как продать бизнес с определения понятия продажи бизнес-собственности.
Продажа предприятия означает передачу права собственности новому владельцу за согласованную сумму, в результате сделки продавец получает наличные, а покупатель новый бизнес.
С приобретением бизнеса к новому владельцу переходит всё, что касается деятельности предприятия: действующие обязательства, недвижимость, оборудование.
Передачу прав оформляют через договор купли-продажи по классической схеме, с полной выплатой стоимости или с поэтапным расчётом, в рассрочку. Если сделка заключается юридическим лицом, договор купли-продажи составляют как передачу доли при согласии учредителей. Если предприятие принадлежит физическому лицу, объект продают как единый имущественный комплекс или по частям: движимое, недвижимое имущество и права на бренд.
Далее, в статье, как продать готовый бизнес быстро и выгодно.
- Как и где продать бизнес
- Как и куда подавать объявления
- Куда подавать объявления
- Сбыт бизнеса через брокера
- Прямой сбыт через личные связи
- Алгоритм сбыта
- Стоимость проекта
- Подготовка
- Инвестиционный меморандум
- Поиск клиентов
- Осмотр объекта покупателем
- Заключительные переговоры
- Юридическое оформление
- Как продать бизнес дорого и показать с выгодной стороны
Как и где продать бизнес
Продажа бизнеса, независимо от масштабов завода или магазина, — хлопотное дело, и начинать его следует с подготовки:
- Анализа рынка.
- Учёт эффекта «сезонности», влияющий на стоимость отдельных предприятий.
- Установление рыночной цены.
Чтобы сэкономить время и не допускать ошибок на подготовительном этапе, обращайтесь, к знающим как продавать, специалистам в области анализа рынка, финансов, аудита.
Обратите внимание на состояние документов, инвентаризацию, контакт с покупателями и изучение их возможностей.
Задача владельца, решающего как выгодно продать бизнес, по возможности не оставлять «за спиной» нерешённых проблем, способных в последний момент сорвать сделку или понизить стоимость предложения.
Классификация покупателей по отличительным признакам позволяет грамотно спланировать продажу компании.
Разделим клиентов на группы:
- Стратегические клиенты — предприниматели, работающие в данной сфере и расширяющие бизнес за счёт приобретения других компаний с хорошими финансовыми показателями и аналогичной структурой. Преимущество сотрудничества – возможность продать бизнес по высокой цене.
- Инвестиционные компании. Инвесторы выкупают бизнес в конкретном секторе, подымают на новый уровень, и перепродают. Характерная особенность при сотрудничестве с инвестиционным бизнесом, сохранение статуса кво: владелец компании может сберечь часть акций, а часть сотрудников, рабочие места.
- Семейный бизнес. «Семьи» приобретают стабильно работающие предприятия и инвестируют средства на продолжительный срок.
- Холдинги. Особенность холдингов — получение основной части доходов от дивидендов и ценных бумаг в различных отраслях, через владение контрольным пакетом акций, поэтому, часто, холдинги — клиенты, дающие лучшую цену.
- Индивидуальные предприниматели — клиенты, предпочитающие готовый, работающий как часы бизнес. Иногда они просто прикрытие для крупных инвесторов, не желающих огласки при совершении сделки.
В отдельных случаях покупателями предприятий становятся собственные работники. Преимущество такой сделки — эти люди знают всё о вашем бизнесе, и передав им предприятие, можете не беспокоиться о его судьбе, коллектив справится с проблемами.
Как и куда подавать объявления
Подготовка окончена, сделка стартует. Для начала составьте объявление-анонс — это привлечёт покупателей и выделит проект среди ему подобных.
Сообщение, составленное с нарушением правил делового письма, снижает шансы на продажу предприятия и отпугивает потенциальных покупателей — уделите больше внимания стилистике и оформлению объявления.
Точный заголовок — половина дела, прочтя его, потенциальный клиент не перейдёт к другим предложениям, а дочитает текст до конца. Заголовки важны для поисковиков: Гугл и Яндекс, устанавливающих очерёдность выдачи с учётом количества слов и семантики.
Ошибки:
- Отсутствие конкретики. Текст, начинающийся со слов: «Продам бизнес» или «Продаю бизнес под ключ» не эффективен, так как содержит мало точной информации. Покупатель нуждается в данных, цифрах, характеристиках, к тому же такие объявления незаметны для поисковых систем, их быстро вытесняют серьёзные тематические сайты.
- Слишком длинный заголовок. Не пытайтесь в одной строке разместить всё. Гугл и Яндекс не «любят» многословие и не размещают такие тексты в приличных читательских порталах.
- Кричащие заголовки. Заголовок, составленный из заглавных букв выглядит дико. Пишите с соблюдением правил грамматики и стилистики, не пугая читателей излишней эмоциональностью.
Составленный по правилам заголовок, состоит из 5-8 слов, дающих представление о содержании объявления.
При составлении сообщения:
- укажите структурированную характеристику предприятия, дающую понять, стоит ли тратить время на дальнейшее чтение;
- соблюдайте требования минимального объёма — тексты, состоящие из одного предложения, не интересны и быстро теряются среди аналогичных «коротышей».
Грамотно сформулированное сообщение кратко информирует покупателя о достоинствах коммерческого предложения: прибыли, перспективах развития, рисках, преимуществах перед конкурентами и пр.
Дополните объявление качественными фото или видео — это увеличит количество просмотров, и укажите действующие контакты, позволяющие покупателю связаться с вами в любое время.
Куда подавать объявления
Страницы объявлений по продаже бизнеса делят:
- интернет-страницы компаний посредников;
- доски объявлений.
Сайты посредников подают информацию с учётом получения выгоды, не всегда предоставляют контакты или делают данные платными, также берут плату и за подачу объявлений.
Гораздо удобней подавать рекламу на специализированные доски объявлений, где данные сортируют по роду деятельности: по ключам, цене, месторасположению. Найденную информацию храните на закладках. Также доступны редактирование и продвижение объявлений.
Дополнительные опции – публикация объявления на главной странице и выделение текста цветом.
При этом контактные данные продавца отображаются в полном объёме, что исключает посредничество, и действует обмен информацией между покупателем и продавцом.
Сбыт бизнеса через брокера
Брокер – посредник между продавцом и покупателем. Услуги брокера оплачивают в виде гонорара — процента от сделки. В роли брокеров выступают физические и юридические лица: агентства, компании.
Далеко не всегда у руководителя предприятия есть время вникать в нюансы сделки, думать куда обратиться, при этом не стоит мешкать, выгодную продажу могут сорвать конкуренты. В такой ситуации брокеры, оценивающие состояние бизнеса и определяющие цену, без участия продавца и покупателя, незаменимы — это решение проблемы как быстро продать бизнес. Кроме того, посредники ведут переговоры о продаже, подбирают кредитные предложения, находят бизнес под заём или продающееся в рассрочку предприятие.
Основные этапы сделки:
- Устная договорённость.
- Знакомство покупателя с объектом.
- Заключение предварительного письменного договора (внесение аванса).
- Заключение договора.
Каждый этап мероприятия контролируется агентом по чистоте сделки. Брокер вправе оценивать, изучать налоговую и бухгалтерскую документацию, динамику производительности, состояние оборудования.
Критерии выбора брокера:
- опыт работы, не менее 3 лет;
- официальный статус;
- наличие офиса и сайта.
Перед заключением договора с посредником, поинтересуйтесь рейтингом и количеством положительных отзывов. Если данные отсутствуют или скудны, вероятно, что брокер неизвестен и малоопытен.
Прямой сбыт через личные связи
Если предприниматель не желает оплачивать услуги посредника, он может самостоятельно оформить сделку, для чего следует подготовить коммерческое предложение, информирующее:
- об общем состоянии продаваемого имущества;
- о масштабах предприятия;
- реальном и потенциальном доходе;
- начальной стоимости.
Прямые продажи бизнеса экономят средства и время, с другой стороны, такая форма общения с покупателем указывает на срочность, что отражается на стоимости объекта и планируемая экономия оборачивается убытком.
Алгоритм сбыта
После принятия окончательного решения о продаже предприятия, дальнейшие действия предпринимателя подчинены строгой схеме.
В общем, продажа готового бизнеса аналогична процедуре создания компании, с прохождением обязательных этапов: составлением бизнес-плана, работой с инвестором, аспектов аренды или строительства производственных помещений, и отличается от сбыта обычной недвижимости более сложной схемой.
Факторы, влияющие на процесс: конфиденциальность, временные рамки, уровень требований к конечному результату.
Алгоритм процедуры включает:
- Определение стоимости имущества.
- Подготовительный этап.
- Составление инвестиционного меморандума.
- Поиск покупателя.
- Проверка покупателем объекта.
- Переговоры по условиям сделки.
- Оформление необходимых документов (договор покупки продажи).
Далее, краткая характеристика указанных пунктов.
Стоимость проекта
Продажа бизнеса подразумевает указание стоимости имущества, для чего потребуется его оценка.
Оценить бизнес самостоятельно сложно. Лучший способ решения проблемы — обратиться к независимым оценщикам, владеющим информацией об аналогичных сделках.
Подготовка
Подготовительный этап необходим для предания выставленному на продажу имуществу товарного вида:
- приведения в порядок бухгалтерской, налоговой, служебной документации;
- устранения недочётов в организационной структуре;
- оптимизации численности персонала и пр.
Продавать бизнес без подготовки не рекомендуется — это не впечатлит потенциального клиента, да и недоработки не позволят завершить сделку, поэтому готовьтесь к продаже заранее или просто потеряете время.
Инвестиционный меморандум
Обязательный документ при сбыте коммерческого имущества — инвестиционный меморандум, письменная характеристика предприятия, обобщающая подготовительный этап.
Инвестиционный меморандум для малого и среднего бизнеса включает описание:
- услуг (специализацию);
- конкурентов;
- недвижимости, оборудования;
- нематериальных активов;
- уровня и количества сотрудников;
- клиентской базы;
- системы учёта и налогообложения.
Инвестиционный меморандум — аргументированное, письменное подтверждение готовности предприятия к продаже, подтверждающее серьёзность намерений продавца в отношении сделки.
Поиск клиентов
Профессионально организованный поиск клиентов предполагает широкий охват целевой аудитории, чего не дадут приватные беседы в кругу знакомых и деловых партнёров.
Лучший вариант поиска — объявление в интернете с темой заголовка: продажа бизнеса, предприятия.
Уделите внимание и конфиденциальности операции. Доступность информации позволит конкурентам определить местонахождение объекта и может привести к проблемам с персоналом, подрядчиками, клиентами. Постарайтесь избежать излишней конкретики, по которой можно идентифицировать продаваемое имущество.
Проверенный способ сохранить информацию в тайне — обратиться за помощью к бизнес-брокеру
Осмотр объекта покупателем
Если предыдущие этапы прошли успешно, проверка предприятия покупателем, превращается в формальность. Тем не менее, инвестору важно убедиться в нормальной ситуации по налогам и бухгалтерским отчётам, поэтому не удивляйтесь предложению провести специализированную проверку «дью дилидженс».
Due Dilidgence — проверка объекта инвестирования, для уточнения уровня рисков и получения независимой оценки состояния предприятия (компании).
Результат проверки — заключение предварительного договора и уплата аванса в объёме 10-15%. В противном случае следует откат договорённостей или снижение цены.
Заключительные переговоры
Задача заключительных переговоров — подвести итог и составить договор, включающий описание порядка передачи прав на объект продажи и схему денежного расчёта.
Договор купли-продажи составляют в свободной форме. С документом знакомят покупателя и продавца, и при отсутствии претензий подписывают договор.
Договор не требует нотариальной и государственной регистрации, но может рассматриваться судом как договорённость частных особ.
В договоре указывают:
- Сроки замены учредителей.
- Время на инвентаризацию.
- Срок передачи нематериальных активов.
- Дату и способ оплаты и пр.
Договор купли-продажи ставит точку в переговорах продавца и покупателя и подтверждает факт передачи бизнеса новому владельцу.
Юридическое оформление
Действующие схемы продажи бизнес-имущества:
- замена старых учредителей новыми;
- создание нового юридического лица и передача активов;
- продажа имущественного комплекса.
Юридическое оформление для каждого варианта отличается.
Так, при замене учредителей законным считают договор продажи доли в обществе, проще — замену собственников с уведомлением официальных инстанций.
При создании нового юридического лица (с передачей активов)— договора перезаключаются с новым субъектом.
При продаже имущественного комплекса, покупатель заключает договор аренды и договор о продаже с продавцом.
Как продать бизнес дорого и показать с выгодной стороны
Естественное желание каждого продавца — сбыть бизнес подороже, с другой стороны необоснованно завышенная цена распугает всех покупателей, поэтому так важно объективно оценить имущество.
Для этого:
- Просмотрите объявления о продаже аналогичных предприятий.
- Наймите независимого оценщика.
Чтобы повысить стоимость бизнеса, увеличьте его производительность:
- повысьте уровень продаж;
- нарастите клиентскую базу;
- сократите расходы;
- избавьтесь от долгов;
- заключите долговременные договора на аренду помещения и пр.
Перед демонстрацией компании покупателю, приведите в порядок служебные помещения и офис.
Продажа готового бизнеса принесёт предпринимателю желаемую прибыль, при условии соблюдения правил реализации коммерческой недвижимости: в оценке имущества, работе с брокером, при оформлении и подписании документов.