Как зарегистрироваться в Меркурии индивидуальному предпринимателю

Россельхознадзор осуществляет надзор за производством, перемещением и реализацией пищевых продуктов, изготовленных из животного сырья. Участвующие в этих процессах организации и частные предприниматели обязаны пройти регистрацию в системе «Меркурий».  Расскажем, каким образом можно зарегистрироваться в системе.

Система Меркурий для ИП

Разработанная и внедренная в действие система Меркурий для ИП принадлежит и находится в ведении Россельхознадзора с начала 2010 года. Принимая во внимание количество субъектов производства животноводческой продукции и объем документации, подлежащей переводу в электронный вид, работа по присоединению проводилась в несколько этапов.

Цель работы состоит в ускорении оборота документов, подтверждающих безопасность продуктов на каждом из этапов производства. Кроме этого, исключение человеческого фактора совершения ошибок и возможность отслеживать каждую партию груза в режиме реального времени положительно влияют на конечный результат — качество и безопасность производимой продукции.

На каждом этапе движения продуктов питания «Меркурий» применяется следующими пользователями:

  • ветеринарные управления (в каждом субъекте РФ);
  • склады временного хранения;
  • организации по борьбе с болезнями животных;
  • управления Россельхознадзора на разных уровнях;
  • хозяйствующие субъекты (юридические и физические лица — ИП).

Частные предприниматели относятся к последней группе и могут быть как производителями продукции, так и ее продавцами, или работниками сферы общественного питания. Закон «О ветеринарии» с последними поправками и Приказ Россельхознадзора № 243 требует прохождения электронной сертификации продукта на пути от производителя до покупателя, включая промежуточных перекупщиков и склады.  Вид торгового предприятия – розничный или оптовый, не имеет значения, требования для них одинаковы.

НоутбукНачиная с 1 июля 2018 года, возможно наличие и электронных ветеринарных сопроводительных документов (ВСД) и бумажных аналогов. Замена бумажного носителя на электронный ускорит прохождение необходимых проверок и составит единую цепочку движения партии товара, для возможности ее отслеживания на любом этапе.

В системе Меркурий Россельхознадзор регистрация для ИП обязательна:

  1. Конечные точки отпуска продукта покупателям – магазины, закусочные и другие общепитовские точки.
  2. Первичное звено – производители, подсобные хозяйства или фермеры.
  3. Изготовители и поставщики кормов для животных.
  4. Логистические и складские организации ИП, при условии работы с продукцией животного происхождения.
  5. Перерабатывающие предприятия, работающие с указанным видом продукции.

Исчерпывающий перечень указан в упомянутом нормативном акте Россельхознадзора.

А вот список продукции животного происхождения, на которую необходимы сопроводительные документы:

  • корма для животных;
  • мед и продукты на его основе;
  • мясо и субпродукты;
  • зерно всех разновидностей;
  • переработанные продукты из мяса и полуфабрикаты;
  • рыба и морепродукты;
  • молоко и молочные продукты;
  • яйца.

Из списка видно, каким глобальным масштабом отличается проведенная и проводимая до сих пор работа по присоединению к «Меркурию».

Ветеринарные сопроводительные документы оформляются на каждом этапе перемещения продукции. При отгрузке от производителя сырья оформляются ВСД, которые «гасятся» при получении партии на перерабатывающем предприятии или в торгующей организации. В них оформляются новые ВСД, реквизиты которых сохраняются в «Меркурии».

Таким образом, легко отследить путь сырья и изготовленной из него продукции на любом переходе.

Сроки перехода на ФГИС Меркурий

Девушка за компьютером Учитывая масштабность необходимой работы, откровенное нежелание субъектов предпринимательства заниматься ею и отсутствие технической возможности для этого (в некоторых областях нашей страны), сроки обязательного и всеобъемлющего перехода на электронные виды ВСД неоднократно переносились.

Первоначальный срок 1 января 2018 года дважды переносился и остановился на дате 1 января 2019 года.

Основная техническая сложность касается производителей товаров, состоящих из 5-10 компонентов. Согласно законодательству на каждую единицу товара требуются подтверждающие ВСД о качестве каждого ингредиента. Получается, что каждая упаковка сметаны или пельменей сопровождается объемным списком документов от каждого из производителя. Объем информации, загружаемой в систему, существенно тормозит процесс ее обработки, производителя и торгующую организацию.

В период с 1 июля 2018 года предусмотрено оформление бумажных носителей при наличии уважительных причин. К ним относится техническая невозможность присоединения к системе. Она бывает как локальной (конкретный дом или офис), так и глобальной в масштабах всего населенного пункта или района (области). Наличие сведений, составляющих государственную тайну, также считается уважительной причиной для оформления ВСД на бумажном носителе.

Предприниматели, которые не могут доказать наличие выше перечисленных причин для продолжения работы с бумажными справками, обязаны с начала текущего 2019 года вести всю работу через электронный сервис.

Про аттестацию

На предприятии, работающем с продукцией, подконтрольной Россельхознадзору, регистрацию и «гашение» входящих ВСД проводят уполномоченные и аттестованные лица.

Последние должны в обязательном порядке доказать ветеринарное образование. При получении статуса «аттестованное лицо» человек обращается в отделение упомянутого министерства для прохождения теста, призванного подтвердить наличие специальных знаний. Тест состоит из ста вопросов, и после его успешного прохождения тестируемые сотрудники получают статус.

Отличие в правах уполномоченного и аттестованного существенны. Уполномоченный сотрудник работает только с термически обработанной продукцией, что составляет не большой процент от общего объема товара.

Аттестованный же сотрудник обладает правом оформления документов и на исходное (сырое) сырье, будь то молоко, молочные продукты или мясо и рыба.

Пошаговая инструкция по регистрации

НоутбукРегистрация в системе Меркурий для ИП начинается с заполнения заявления на работу в программе. Бланк заявления для подключения можно скачать на официальном сайте в сети интернет или получить при личном обращении в местное отделение Россельхознадзора.

Параллельно один из подчиненных наделяется правами и статусом уполномоченного или аттестованного (процедура указана выше), их данные указываются в заявлении.

При наличии электронной цифровой подписи заполненное заявление направляется на сайт регионального отделения министерства. Если электронной подписи нет, заявление можно лично отнести туда или направить почтой.

Через пять дней, отведенных для рассмотрения документов, подавший заявление предприниматель регистрируется.

В течение 2-3 недель на электронную почту заявителя присылается логин и пароль для права доступа к личному кабинету ФГИС «Меркурий».

Заявление оформить не трудно, никаких специальных знаний для этого не требуется.

Приводим перечень сведений, которые вносятся в заявление:

  • личные данные ИП – фамилия, имя и отчество;
  • паспортные реквизиты предпринимателя;
  • ИНН и ОКВЭД с указанием видов ведущейся деятельности;
  • к какой категории бизнеса относится конкретное предприятие – малый, средний, крупный или микро;
  • регистрационные данные адреса (номер квартиры не обязателен);
  • контактные данные для обратной связи;
  • в приложении указываются все точки, где бизнесмен работает;
  • указываются лица, уполномоченные работать с ВСД.

Обязательно согласие предпринимателя на обработку его персональных данных.

Регистрация для ИП в системе не представляет сложностей для того, кто привык работать в соответствии с требованиями закона.

Штрафы

ДеньгиКак законодательный шаг, введение системы «Меркурий» подразумевает ответственность для тех предпринимателей, которые легкомысленно относятся к возложенным на них обязанностям.

Кроме штрафных санкций, о которых поговорим чуть позднее, вред нерадивому ИП принесут отказы от работы с ним контрагентов, которые соблюдают требования законодательства. Возникнет ситуация, при которой оформленные ими ВСД не будут «погашены», как это требует закон, и к ним возникнут разнообразные претензии со стороны Россельхознадзора. Деловая репутация такого бизнесмена будет «подмочена» и приведет к его убыткам.

Что касается непосредственно штрафных санкций по закону. Несоблюдение правил производства, хранения и транспортировки продуктов относятся к ведению Кодекса об Административных Правонарушениях, статье 10.8.

Этой статьей предусмотрены следующие суммы наказания:

  • 3000 рублей для работника, осуществляющего розничную реализацию без сопроводительных документов на товар;
  • от 10 тысяч до 20 тысяч рублей потеряет бизнесмен за осуществление торговли или производства без обязательных справок.

Если первично наложенные штрафные санкции не повлияют на работу предпринимателя, Россельхознадзор наделен полномочиями приостановить работу ИП до 3 месяцев.

В наступившем году уже рассматриваются поправки в законодательство, ужесточающие ответственность путем увеличения штрафов за повторные нарушения документооборота. При этом надежда на то, что со временем игнорировать требования закона станет невыгодно не по причине величины штрафа, а по причине невозможности продолжения работы, также имеются.

Применяться указанные наказания со стороны государственных органов будут с 1 июля 2019 года.

Автоматизированная система государственного контроля по обороту ветеринарной документации «Меркурий» призвана ускорить и систематизировать работу с ветеринарными сопроводительными документами в электронном виде.  Индивидуальные предприниматели, чья работа связана с продуктами животного происхождения, обязаны быть зарегистрированы в указанной системе с 1 января 2019 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про индивидуальное предпринимательство
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: