6 методов оценки стоимости бизнеса

Создание и развитие собственного бизнеса требует анализа и материальных вложений, причём, никто не даст гарантии, что дело начнёт приносить доход для перспективы дальнейшего развития. Череда экономических кризисов и внешнеполитическая ситуация в стране, а также налоговое давление со стороны государства негативно отражается на развитии предпринимательства. В результате просматривается рост совершаемых сделок купли-продажи малого бизнеса.

Статистика показывает, что у половины созданных объектов малого бизнеса меняется собственник первые 3 года с момента открытия, а в трети из них меняется ежегодно.

Что такое оценка стоимости бизнеса

Оценка стоимости бизнеса – первый этап, по завершении которого продавец понимает минимальную сумму, о которой можно вести речь с покупателем. Профессиональная помощь в оценке бизнеса нужна для получения объективного мнения, исключая момент субъективности, учитывая, что каждый владелец хочет заключить сделку на выгодных условиях. Покупатель, в свою очередь, преследует интерес приобрести за наименьшую цену.

Оценка рыночной стоимости предприятия – комплекс мероприятий, выполняемых оценщиками, с целью подготовки объективного, мотивированного заключения в денежном выражении стоимости на момент проведения оценки.

Перед экспертом с документами на осуществление оценочной деятельности ставится задача провести анализ следующих показателей деятельности предприятия:

  • финансовых;
  • организационных;
  • технологических;
  • прогрессивно-динамических.

На основании проведённого анализа подготавливаются выводы о перспективах развития бизнеса и занимаемой нише на рынке среди конкурирующих компаний.

Когда нужна оценка

Процедура оценки проводится в 2 случаях:Калькулятор

  1. При подготовке к сделке купли-продажи, оформления кредитного договора либо реорганизации предприятия, к примеру, путём поглощения или слияния.
  2. Принятия управленческого решения.

В первом случае для определения, к примеру, в Москве стоимости активов и пассивов обойтись без помощи экспертов невозможно. Во-первых, такое лицо действует на профессиональной основе, что гарантирует предоставление объективного заключения. Во-вторых, документ, предоставленный экспертом, обладает юридической силой и используется как официальное обоснование установленной стоимости.

Вторая причина потребности в оценочной деятельности в Российской Федерации – получение финансовых данных для руководителя с целью корректировки направления деятельности. Предприниматель в состоянии самостоятельно оценить стоимость бизнеса, если не требуется официальная документация для предъявления.

Способы оценки бизнеса

Выделяется три способа проведения оценки:

  • затратный;
  • доходный;
  • сравнительный.

Графики и диаграммыЗатратный – принцип заключается в суммировании инвестиций за весь период существования бизнеса с применением метода чистых активов и ликвидационной стоимости.

Доходный – в основе лежит идея, что величина стоимости бизнеса находится в прямой зависимости от сумм получаемой прибыли.

Применяемые методы:

  1. Капитализации – прогноз делается на основе анализа полученной чистой прибыли за 1 год, умноженной на индекс капитализации, отображающий ожидаемую окупаемость вложений и возможные риски. Стабильно приносящий доход бизнес продаётся с коэффициентом капитализации 0,1-0,2, а для сложно прогнозируемых предприятий применяется индекс до 0,5.
  2. Дисконтирования финансовых потоков – суть заключается в анализе предполагаемого дохода и его дисконтирования по коэффициентам капитализации.

Сравнение – способ подразумевает проведение оценки перспективности организации в сравнении с аналогичными предприятиями.

Применяемые методы:

  • рынка капитала – базируется на рыночной стоимости конкурентных акций;
  • сделок – путём проведения анализа стоимости выкупа контрольных пакетов акций подобных организаций;
  • отраслевых коэффициентов – позволяет рассчитать стоимость бизнеса, базируясь на цифры отраслевой статистики.

Каждый из перечисленных способов имеет свои особенности.

Методы

Лупа и калькуляторПроанализируем 6 методов оценки бизнеса с раскрытием преимуществ и недостатков, сферы применения и прочими параметрами.

Метод 1. Дисконтирования финансовых потоков.

Применяется для прогрессирующих стартапов, находящихся на первичной стадии развития, с низкими показателями доходности или без таковых. Не используется при анализе технических или производственных организаций.

Оценка стоимости предприятия осуществляется на основе анализа общего числа свободного потока финансов в дальнейшем. При дисконтировании величины потока учитываются потенциальные риски, а ставка устанавливается на базе средневзвешенной цены капиталовложений.

Минус метода – завышенная цена по результатам проведённой оценки, а также предполагаемый характер вычислений на основе приблизительного прогноза.

Метод 2. Мультипликаторов и коэффициентов.

Используется на крупных, приносящих доход, предприятиях с небольшими активами. Не эффективен для оценки организаций, имеющих незначительную долю на рынке.

Во внимание берутся следующие показатели:

  • годовой оборот в среднестатистическом выражении;
  • прирост за год;
  • иные финансовые показатели, имеющие значение.

Имеют значение показатели сопоставления рыночной стоимости акции компании и её чистой прибыли в перерасчёте на акцию. Недостатком метода является трудность в поиске аналога, закрытость проводимых сделок, трудоёмкий процесс аккумуляции информации.

Метод 3. Чистых активов.

Финансовое собраниеПодходит для крупных предприятий с существенными капиталовложениями. Метод не эффективен в отношении малых и средних объектов бизнеса. Оцениваются балансовые показатели организации. Преимуществом является качественная проверка в соотношении с бухгалтерской документации. Недостаток – проблематичность в оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности.

Метод 4. Оценки расходов.

Применяется в отношении предприятий с большим годовым оборотом и капиталом. Не подходит для только открывшихся малых объектов бизнеса. Суть метода заключается на предположении, что подобный бизнес выйдет на показатели рентабельности за аналогичные сроки со схожими расходами, но под началом другого собственника.

Метод определяет:

  • размер первоначальных денежных инвестиций, необходимых для открытия и развития бизнеса;
  • сумму, потраченную в процессе развития;
  • количество человек в штате и размер фонда оплаты труда;
  • сумму понесённых сопутствующих расходов.

Цель анализа – определение общей суммы затрат, понесённых с момента открытия и до фактического получения стабильной прибыли. Методика выгодна для покупателя, поскольку позволяет отсеять в процессе проведения оценки нематериальные затраты и трудовые часы на разработку и реализацию идеи.

Метод 5. Оценки по суммарной стоимости капитала.

Мужчина проводит расчетыЭффективен при проведении анализа деятельности коммерческих предприятий, с активами в виде недвижимости, скважин, шахт, тоннелей и иных производственных мощностей. Не используется в сфере инновационной деятельности. Принцип метода – суммирование активов организации. Существует риск недооценки бизнеса, поскольку не поддаются оценке квалификационные качества, потенциал штатных работников.

Метод 6. Оценки нематериальных активов.

Применяется в отношении предприятий, осуществляющих деятельность в сфере услуг. Не применяется в производстве. Задача продавца – заключить договор купли-продажи бизнеса на выгодных условиях, но для этого требуется получение высоких результатов проведённой оценки. Проведение анализа нематериальных активов повысит коэффициент рентабельности бизнеса.

В бухгалтерском балансе встречаются НМА под видом списания средств со счетов организации, отображаемых в графе расходов. Бухгалтерская документация не содержит исчерпывающий перечень НМА. В большинстве случаев отображаются очевидные НМА. Недостаток метода – отсутствие объективной составляющей.

Важно понимать, как проводится оценка стоимости бизнеса, чтобы реализовать идею о продаже предприятия на выгодных условиях. В идеале – доверить проведение процедуры специализированным компаниям или отдельным экспертам, имеющим право на ведение оценочной деятельности.

Проведение оценки – лицензируемый вид деятельности, и заключая договор на оказание оценочных услуг, убедитесь в соответствии эксперта требованиям действующего законодательства. В противном случае результаты проведённого анализа не могут быть использованы в качестве официального подтверждения установленной стоимости продажи бизнеса, не говоря уже об объективности и соответствия реальности предоставленных данных.

Имейте в виду, что каждый метод оценки имеет свои недостатки, а объективные показатели достигаются путём применения смешанного подхода. Останавливайтесь на совместимых со сферой бизнеса методах проведения оценки.

Предприниматели принимают решение продать организованное дело в силу различных причин. Одни теряют интерес к выбранной сфере деятельности, а другие – не справляясь с возникшей нагрузкой, предпочитают вернуться к работе по трудовому договору. Стремитесь вернуть вложенные инвестиции, продав бизнес, но установить стоимость можно только путём проведения комплексной оценки.

Делать анализ самостоятельно или доверить эксперту – решать собственнику бизнеса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: