В 2016 году был выпущен в свет Федеральный закон № 290, изменивший 54-ФЗ и перевернувший все ранее существовавшие правила об использовании контрольно-кассовой техники. Новая идея ФНС о тотальном контроле наддвижением наличных денежных средств посредством специально оснащённых касс начала воплощаться в жизнь. Глобальный проект подразумевает в будущем обязательное использование ККТ для всех категорий налогоплательщиков, дело только во времени. Разберёмся в этапах реализации данного проекта, и выясним, может ли у ИП вестись работа без кассового аппарата.
Выгода от использования онлайн-касс
Цель создания абсолютной системы контроля за движением каждого рубля ясна: прозрачность потока наличной выручки и расчётов с применением платёжных карт. Немедленная передача данных в ФНС и их фиксация не позволит недобросовестным бизнесменам вносить изменения задним числом, а значит, сведения о выручке будут максимально соответствовать действительности. Открытая информация об оборотах позволит налоговикам реже выходить на проверки.
Для покупателей также возникает ряд положительных моментов, связанных с получением «прозрачного» чека.
Реальный фискальный документ даёт гарантию возможности реализации потребительских прав, в случае необходимости. Например, обращение с целью возврата бракованного изделия, или гарантийный ремонт. Почти полностью исключается риск покупки контрафакта.
Так как вопрос о применении ККТ вскоре коснётся абсолютно всех представителей малого и среднего бизнеса, полезно будет кратко осветить некоторые преимущества для налогоплательщиков, применяющих новое оборудование.
Вскользь изучив проблему, может показаться, что контролёры «перегнули палку», обязав малый бизнес тратиться на дорогостоящие аппараты. Даже поэтапное внедрение в жизнь законопроекта и применение разнообразных отсрочек для некоторых групп налогоплательщиков не снимает окончательного бремени по обязательной покупке новых касс.
Однако если внимательнее присмотреться к нововведениям, можно разглядеть ряд удобных аспектов для бизнеса:
- Регистрацию новой кассы или впоследствии её перерегистрациюможно осуществить без посещения налоговой инспекции, достаточно просто направить свои сведения через сайт ФНС.
- Отменяется составление форм КМ (1-9), формировать и вести отчётность в бухгалтерии становится легче.
- С бизнеса снимается обязанность по обеспечению сохранности фискальных документов на бумаге, все отчёты и чеки передаются через интернет в ФНС и хранятся там.
- Онлайн-контроль за оборотом наличности, доступный для налоговых органов, позволяет последним существенно снизить количество проверок, что разгрузит бизнес от назойливого внимания контролёров.
- Новые кассы позволяют наладить и автоматизировать не только налоговый контроль, но и внутренний, в пределах фирмы. Систематический анализ данных позволит своевременно выявить нерадивых сотрудников и кассиров.
Таким образом, бизнесмены, истратившиеся на установку нового кассового оборудования, в качестве компенсации могут воспользоваться немалыми преимуществами применения новых касс.
Возможно, в долгосрочной перспективе, поставщики программного обеспечения разработают новые версии, которые ещё более полно позволят автоматизировать систему внутреннего аудита.
Для кого необязательно иметь кассу
Можно ли ИП работать без кассового аппарата?
Существует очень небольшая категория налогоплательщиков, для которых пока не установлено сроков для обязательного использования онлайн-касс.
Работать организации и ИП без кассового аппарата могут только в том случае, если их род деятельности подходит под список, содержащийся в статье 2 Федерального Закона № 54.
Ниже кратко приведены некоторые пункты из данной статьи:
- реализация газетной и журнальной продукции через киоски, причём продажа сопутствующих товаров должна приносить менее половины общего дохода;
- реализация акций, облигаций и прочих ценных бумаг;
- касса не применяется при получении оплаты за проезд в транспорте;
- питание в школьных столовых;
- продажа непродовольственных товаров в местах, где нет условий для их хранения, т.е. наоткрытых лотках. Перечень товаров ограничен, в него входят нижнее бельё и носовые платки, чулки и носки, стельки, приспособления из дерева для кухни, деревянные столовые приборы, корзинки, плетёные изделия;
- торговля в поездах, с тележек и велосипедов, а также работа носильщиков;
- продажа мороженого и разливных напитков (не алкоголь);
- продажа молока или кваса из цистерн;
- реализация овощей в сезон;
- мелкий бизнес по ремонту обуви и изготовлению ключей;
- услуги по уходу за ребёнком или за нуждающимися в помощи, заболевшими или людьми в возрасте;
- применение ККМ не требуется для ИП, сдающих внаём жилые площади, владельцем которых он является;
- вся деятельность, связанная с религией.
В тех случаях, когда деятельность ведётся в территориально удалённых регионах, в которых применение нового оборудования технически невозможно ввиду отсутствия связи, закон допускает работу без ККТ. То же условие распространяется на аптеки в сельских местностях.
Итак, список организаций и предпринимателей, для которых разрешена работа без кассового аппарата, невелик, однако он охватывает достаточно большую категорию предпринимателей, осуществляющих как розничную торговлю, так и оказывающих услуги населению.
Обязанность по использованию ККТ, новые сроки
Выдача кассовых чеков вменяется в обязанность для всех, кто считает налоги по выручке, это и упрощёнка, и ОСНО, и единый сельхозналог.
В перечисленных случаях ответом на вопрос: «Обязательно ли иметь и применять кассовый аппарат ИП?» –для таких организаций и ИП будет: «Да, обязательно, кроме случаев выдачи БСО вместо кассового чека». Все представители данной категории, желающие дальше работать, благополучно закупили новую кассовую технику до 1 июля 2017 года, и с тех пор все сведения об обороте их наличности передаются и хранятся в ФНС.
С 1 июля 2019 года применение новых моделей касс стало обязательным для бизнесменов, находящихся на специальном налоговом режиме ЕНВД или ПСН, при соблюдении перечисленных условий:
- если род их деятельности связан с общественным питанием;
- осуществляют розничную торговлю (за исключением торговли товарами из категории непродовольственных, перечисленных в предыдущем разделе);
- если они являются собственниками торговых автоматов;
- и одновременно они имеют действующие трудовые контракты с наёмными работниками.
Таким образом, все компании и ИП, занятые в указанных сферах и заключившие трудовые контракты, должны использовать ККТ нового образца.
Если компания или ИП, работающие в указанных сферах, не имели собственных сотрудников, а после 1.07.18 был заключён первый трудовой контракт, то хозяйствующий субъект обязан в течение месяца с даты приёма сотрудника в штат зарегистрировать и использовать кассовый аппарат в соответствии с инструкцией.
Оставшиеся категории предпринимателейс 1.07.19 обязаны купить и ввести в эксплуатацию кассу нового образца, а именно:
- Остальные субъекты, уплачивающие ЕНВД или патент, даже те, у кого сотрудников нет.
- Собственники торговых автоматов, также с нулевым штатом.
Таким образом, во второй половине 2019 года и далее к льготным категориям, имеющим право работать без касс, будут относиться только те хозяйственные субъекты, которые подходят под критерии статьи 2 Федерального Закона № 54.
Они были кратко перечислены в предыдущем разделе.
Порядок применения ККТ для тех, кто оказывает услуги и выдаёт БСО
Рассмотрим более подробно категорию налогоплательщиков, реализующих услуги для населения, т.е. для физических лиц, и их обязанность по применению касс.
Для данной категории лиц предусмотрено право выдавать получателю услуги вместо кассового или товарного чека другой документ, называемый бланком строгой отчётности (БСО).
Такое право реализуется субъектами только при соблюдении следующих условий:
- БСО можно выдать только в момент получения оплаты за услугу от физического лица или ИП (приравнивается к физлицу);
- оформляется БСО только в качестве подтверждения оказанной услуги, чтобы убедиться, что род деятельности относится к услугам, а не к работам, лучше свериться с ОКУН;
- выдача бланков при получении наличных, так же, как и кассовых чеков, обязательна;
- корректному заполнению БСО следует уделить особенное внимание.
Невыполнение хотя бы одного из перечисленных условий будет трактоваться контролёрами, как неприменение ККТ, в результате чего можно заработать штраф за отсутствие кассового аппарата у ИП.
Если форма бланка для осуществляемых услуг не разработана органами исполнительной власти, то его можно утвердить самостоятельно.
В таком случае лишь следует включить в форму обязательные реквизиты:
- название документа, к БСО относятся также билеты, проездные, талоны и т.д.;
- 6-значный номер;
- наименование ЮЛ или ФИО предпринимателя, адрес, ИНН;
- оказание какой услуги было произведено, её цена;
- сумма, полученная в качестве оплаты;
- дата операции;
- должность ответственного лица, подпись, печать.
Федеральным законом под номером 290 установлен следующий порядок применения касс нового формата для лиц, выдающих БСО, независимо от системы налогообложения:
- с середины 2019 года должны начать применять ККТ лица из сферы общественного питания, у которых есть наёмные работники;
- с середины 2019 года обязанность иметь ККТ распространяется на всех хозяйственных субъектов, выдающих БСО.
Таким образом, бизнесмены, независимо от системы налогообложения, реализующие услуги для населения и не продающие никаких товаров, могут заполнять и выдавать бланки строгой отчётности до середины 2019 года, не применяя ККТ.
Соответственно, если организация находилась на УСН и оказывала услуги населению, то её обязанность по применению ККТ начнётся с середины 2019 года, если в штате есть работники и сфера деятельности попадает под общепит. В остальных случаях действует отсрочка до середины 2019 года.
Ответственность за неприменение ККТ
В связи с тем, что список налогоплательщиков, правомерно работающих без кассы, стремительно сужается, актуальным становится вопрос об ответственности за отсутствие ККТ, и в каких случаях может быть наложен штраф за торговлю без кассового аппарата для ИП.
Есть несколько видов нарушений, которые могут одинаково квалифицироваться контролёрами, как неприменение ККТ:
- если аппарат вовсе отсутствует, т.е. нет аппарата ни старого, ни нового образца, в то время как обязанность по выдаче кассовых чеков установлена законом;
- аппарат есть, чеки выдаются, но вместо кассы нового образца всё ещё используется старый аналог без передачи данных через интернет;
- аппарат, используемый хозяйственным субъектом, оснащён функцией передачи данных через интернет, но не соответствует всем параметрам, закреплённым в законодательных актах.
За каждое из таких нарушений можно получить штрафы, о размерах которых будет рассказано далее.
С середины июля 2019 года вступили в действие новые положения о суммах штрафов за неприменение кассовой техники. В результате чего, штраф за неприменение ККМ для организаций и ИП в 2019 году существенно вырос. Так, за отсутствие кассы теперь установлен штраф в процентном соотношении от суммы неправильно оформленной покупки.
Так, должностное лицо будет нести ответственность в размере не менее 10 тыс. рублей, или сумма штрафа для него составит четверть или половину суммы продажи, осуществлённой без применения ККТ. Например, если размер сделки, неправомерно проведённой без кассы, составляет 4 тыс. руб., то должностное лицо должно будет заплатить штраф не менее 10 тыс. руб. Если цена сделки составила 60 тыс. руб., то штраф будет варьироваться от 15 тыс. руб. до 30 тыс. руб.
Юридическое лицо будет выплачивать штраф в размере не меньше, чем 30 тыс. руб. Расчётный размер штрафа составит от 75% до 100% от суммы сделки по чеку. То есть если провести без кассы продажу на сумму 100 тыс. руб., можно заработать штраф в той же сумме и перечислить её в полном объёме в бюджет.
Очень серьёзные меры ответственности теперь предусмотрены за аналогичное повторное нарушение законодательства о применении ККТ, при условии, что совокупная сумма продаж без кассы составила 1 млн руб. и более.
Должностные лица могут в таком случае получить серьёзное наказание в виде дисквалификации на период от 1 года до 3 лет. Это ограничение не позволит в течение указанного срока занимать руководящие должности, иным способом управлять фирмой или входить в состав совета директоров. Такие ограничения находят своё отражение в ЕГРЮЛ.
К индивидуальным предпринимателям, как хозяйственным субъектам, или к юридическим лицам при повторном нарушении может быть применено официальное приостановление экономической деятельности до 3 месяцев.
Период простоя может привести к срыву выгодных сделок, потере постоянных клиентов и их доверия.
Менее суровые меры применяются в случае, если ККТ применяется, но не соответствует действующим нормам или представляет собой устаревшую модель, сюда же относятся нарушения порядка перерегистрации.
Минимальным наказанием для должностного лица будет предупреждение, в случае применения денежного взыскания суммарный штраф составит 1.5-3 тыс. руб. Юридическое лицо также может заработать предупреждение либо взыскание в сумме от 5 до 10 тыс. руб.
Таким образом, штраф за работу без ККМ установленного образца для организаций и ИП в 2019 году уже нельзя назвать формальным, суммы санкций весьма ощутимы, особенно при повторном установлении контролёрами ведения продаж без фиксации оплаты через кассовый аппарат.
Я открываю ИП и лично буду изготавливать и продавать ножи по госту и сертифицированные.
Оквэд:2571. Нужен ли мне кассовый аппарат,система налогообложения УСН?.Или могу квитанции выдавать?Доход менее 300000 в год.