Честь и достоинство человека защищаются законами РФ. В Конституции РФ закреплены данные понятия. Однако нередко человека унижают и оскорбляют. Оскорбление на рабочем месте тоже, к сожалению, не редкость. Клиенты, коллеги, руководители отделов и директора организации часто нарушают право человека на честь, достоинство. За подобные правонарушения нарушителя можно привлечь к ответственности.
Понятие оскорбления
Многие люди допускают нарушения их личных прав. Так как не все знают, какие именно действия можно расценивать как оскорбление. Некоторые люди позволяют оскорблять их в грубой форме, другие же принимают за оскорбление обычные замечания на работе или выговор.
Признать действия лица незаконными можно, если они:
- Имеют грубый характер и портят деловую репутацию человека.
- Выражены в нецензурной форме.
Оскорбление – это не только словесное унижение личности, но это ещё и действия лица, которые наносят вред репутации пострадавшего.
Так, оскорблением можно считать следующее:
- непристойные выражения в адрес лица, выполняющего свои должностные обязанности. Они могут быть как письменными, так и устными;
- сравнение человека с животным и/или предметом;
- оскорбительные жесты и действия клиента, коллеги или работодателя;
- нежелательные прикосновения.
При оскорблении человека всегда присутствует две стороны: исполнитель и адресат. Исполнитель – это лицо, которое нарушает права работника, совершая в отношении него оскорбительные действия. Адресат – это человек, права которого были нарушены.
Потерпевший может привлечь нарушителя к ответственности, основываясь на свидетельских показаниях. Даже если адресат сам лично не слышал и не видел правонарушения, действия исполнителя можно признать оскорбительными. Свидетельские показания и другие доказательства могут быть использованы в качестве доказательств в таких случаях.
Унижение не всегда совершается в присутствии адресата. Нередко оно совершается в отсутствие адресата, например, публичное или письменное оскорбление. Так, например, если кто-то из клиентов выражает грубое недовольство работой сотрудника организации в письменной форме или если человек выразил недовольство в средствах массовой информации, используя нецензурные выражения.
Характеристика правонарушения
Для того чтобы определить характер деяния и назначить соответствующее наказание, необходимо квалифицировать действия исполнителя. Для этого требуется определить элементы состава правонарушения.
Выделяют 4 элемента состава:
- Объект. Объектом в любом правонарушении выступают нарушенные права. При оскорблении объектом выступает честь и достоинство пострадавшего.
- Субъект – это лицо, нарушившее права другого человека. Исполнителем в подобных правонарушениях может стать работодатель, клиент или коллега. Для назначения наказания нужно точно определить субъект правонарушения, так как это влияет на размер наказание и характер ответственности. В основном с нарушителя взыскивается штраф. Субъектом подобного деяния может стать как физическое лицо (достигшее 16 лет, дееспособное), так и юридическое лицо. Размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, в несколько раз превышает размер штрафа, накладываемого на физическое лицо.
- Объективная сторона – это характеристика действия лица, а также характеристика обстановки, в которой было совершено деяние, нарушающее права сотрудника: публично, письменно, в свободное от работы время или при исполнении и т. д.
- Субъективная сторона – это мотив правонарушения. В подобных правонарушениях мотивом нарушителя является унижение человека, принижение его достоинства. В данном случае определяется, умышленно лицо оскорбило другого человека или нет. Действия лица, совершенные в форме шутки, также считаются оскорблением, но в данном случае мотив будет косвенным. Так как лицо не желало унизить человека, но предвидело возможный исход ситуации.
В любом правонарушении обязательно нужно определить все элементы состава. При отсутствии хотя бы одного из них привлечь лицо к административной ответственности не удастся, например, если субъект является недееспособным либо если не был определён мотив и т. д. Однако в таком случае можно обратиться за защитой нарушенных прав в суд с иском. В таком случае можно взыскать моральный вред с нарушителя.
Классификация оскорбления
В зависимости от характеристики правонарушения неуважение чести и достоинства можно разделить на несколько групп.
В юриспруденции оскорбление классифицируется следующим образом:
- устное унижение. В качестве примера данного вида можно привести следующее: кто-то из коллег нелестно отозвался про одного из сотрудников, руководитель сравнил работника с животным, клиент, выражая недовольство оказанной услугой, использовал нецензурные выражения и т. д.;
- письменное. Например, недовольный клиент написал в книге жалоб оскорбительные слова по отношению к конкретному работнику или всему коллективу;
- физическое. В таком случае оскорбление выражено в действиях правонарушителя. Например, работодатель ударил работника, совершил оскорбительные телодвижения, показал неприличные жесты подчинённым и т. д.
Лицо привлекается к административной ответственности независимо от того, к какому виду относится правонарушение. Однако вид и характер деяния, нарушающего права человека на деловую репутацию, влияют на применяемую санкцию и размер наказания.
Ответственность за совершение деяния посягающего на честь и достоинство гражданина
Ответственность за оскорбление и унижение сотрудника на рабочем месте предусмотрена следующими нормативно-правовыми актами:
- Кодексом об административных правонарушениях. Административное наказание применяется только, если адресат обратился с заявлением к уполномоченным лицам. В таком случае возбуждается административное дело, и на нарушителя накладывается штраф. Размер штрафа зависит от квалифицирующих признаков деяния. Так, если в качестве субъекта выступает организация, то сумма штрафа превышает 50 тыс. рублей, если физическое лицо, то сумма не превышает 3 000 рублей. За публичные оскорбления размер штрафа увеличивается. Также, кроме уплаты штрафа, исполнителя обяжут публично опровергнуть сказанное и попросить извинений у потерпевшего.
- Гражданским кодексом РФ. Кроме административного наказания, нарушителя можно привлечь ещё и к материальной ответственности. Для этого потерпевшему нужно обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании морального вреда. Однако суд не всегда взыскивает сумму, указанную в исковом заявлении. Заявитель указывает только примерный размер суммы за причинённый моральный вред, судья, вынося решение, основывается на нормах права и обстоятельствах дела. И в зависимости от ситуации сумма, подлежащая взысканию, может быть увеличена или уменьшена.
Для того чтобы выиграть дело, истцу нужно предоставить в суд как можно больше доказательств. Доказательствами могут служит скрины переписок (если оскорбление было совершено в социальной сети), записи с камер видеонаблюдения, письмо, содержащее нецензурные выражения в отношении работника, показания свидетелей и. т. д.
Также потребуется провести экспертизу деяния на признание его оскорблением. Заключение эксперта также прикладывается к иску. Если судом будут удовлетворены требования, то взыскание присуждённой суммы следует проводить с помощью судебных приставов.
Раньше исполнителя можно было привлечь ещё и к уголовной ответственности. Однако данная статья больше не действует. За исключением ситуаций, когда деяние было совершено в отношении государственного служащего.
В таком случае применяется санкция, предусмотренная статьёй 320 УК РФ. Лицо привлекается к уголовной ответственности и на него налагается штраф от 40 тыс. руб., либо нарушителя привлекают к обязательным или исправительным работам на длительный срок.
Помимо этих санкций, к лицу может быть применено наказание в виде лишения свободы сроком до трёх лет. Поэтому нужно быть очень осторожным в своих выражениях особенно на публике.
Как действовать при оскорблении
Многие люди, выполняющие должностные обязанности, сталкиваются с оскорблением на рабочем месте. Некоторые сталкиваются с этим практически каждый день и не принимают никаких мер. Однако игнорирование действий, которые нарушают права, нередко приводит к последствиям.
Так, сотрудники, которые часто подвергаются оскорблениям, со временем начинают страдать от психических заболеваний. Поэтому закрывать глаза на подобные нарушения нельзя. Сразу после совершения деяния, посягающего на честь и достоинство, лицо должно принять меры.
Так, потерпевший может защитить свои права несколькими способами:
- обратиться к руководителю отдела или директору организации. Данный способ в основном используется, если правонарушение было совершено кем-то из сотрудников или клиентов;
- обратиться в прокуратуру;
- обратиться в суд.
Обратиться в суд и в прокуратуру можно с заявлением в отношении любого лица: директора, коллеги или клиента.
Руководителю организации потерпевший подаёт жалобу или докладную на правонарушителя. В таком случае в отношении нарушителя будет применено дисциплинарное наказание (выговор, предупреждение и т. д.). В прокуратуру подаётся заявление, и после оно перенаправляется в соответствующие органы. В суд подаётся исковое заявление, и дело рассматривается в общем исковом порядке.
При составлении жалобы или заявления нужно быть внимательным и указать все нюансы, которые предшествовали случившемуся.
Как составлять жалобу, заявление, иск
Жалоба, заявление и иск являются официальными документами, поэтому их важно правильно оформить.
Жалоба оформляется в свободной форме. В начале в ней должны быть указаны сведения о руководителе организации, заявителе и исполнителе. После чего требуется кратко и чётко описать возникшую ситуацию: кем было совершено нарушение, в какое время и где, в чём выражалось оскорбление. Также в жалобе следует указать требования. В качестве требования может быть публичное извинение, привлечение работника к дисциплинарной ответственности и т. д.
Обратится в суд или прокуратуру можно в любой ситуации. Также обратиться в данные органы можно, если работодателем не были применены меры в отношении лица, нарушавшего права другого человека.
В заявлении и в иске указывается следующее:
- Название органа и его адрес.
- Сведения о заявителе (истце) и нарушителе (ответчика): ФИО, год рождение, место проживания, телефон.
- После этого кратко описывается правонарушение: когда, где и кем было совершено.
- После чего заявитель должен указать требования.
- В конце перечислить все приложенные документы.
Заявление и иск должны быть оформлены соответствующим образом. Требования к оформлению исковых заявлений указаны в Гражданско-процессуальном кодексе. К данным документам обязательно нужно приложить доказательства.
В качестве доказательств могут быть использованы расписки свидетелей, фотографии, аудиозаписи и т. д. Обращаясь в прокуратуру, потерпевший не сможет получить компенсацию за моральный вред. В суде же можно заявить сразу несколько требований: взыскать моральный вред, обязать лицо публично извиниться и т. д. По данному правонарушению лицо может сразу обратиться и в прокуратуру, и в суд.
Законом предусмотрено право на защиту чести и достоинства. Однако нарушение этих прав происходит ежедневно. В основном люди подвергаются оскорблениям именно на рабочем месте. Лицо, которое было унижено, может защитить свои права несколькими способами: обратиться к директору предприятия, в суд или в прокуратуру.
Обращение к руководителю организации – самый простой способ защиты нарушенных прав, однако в таком случае нарушителя просто привлекут к дисциплинарной ответственности. Рассмотрение вопроса в прокуратуре и суде займёт больше времени, однако в таком случае нарушитель понесёт действительно значимое наказание.