Понятие и способы защиты трудовых прав работников

На почве трудовой деятельности не редко возникают ситуации, когда работодатель не выполняет своих обязательств в отношении персонала. Попытки же работника отстоять свои права приводят к непониманию и конфликту. Зачастую стороны трудовых отношений не могут спорную ситуацию разрешить бесконфликтно. Законодательство предусматривает всевозможные способы защиты трудовых прав работников, и работающим гражданам будет полезно с ними ознакомиться, а также нанимателю.

Все средства по защите прав нацелены на нормальное осуществление трудового процесса без ущемления чьих-либо интересов. Трудовой, Административный и Уголовный кодексы охватывают исчерпывающие положения о взаимоотношениях сторон и их взаимной ответственности.

Способы защиты – Трудовой кодекс

Ст.325 ТК включает в себя понятие и вероятные способы защиты трудовых прав работников. Там сказано, что защищать свои права – прерогатива каждого гражданина, лишь бы его действия не противоречили законам России.

Способов защиты несколько:

  • самостоятельно отстаивать права напрямую с работодателем;
  • обращение в профсоюз;
  • разрешать спорные ситуации путём подключения контроля со стороны государственных органов (трудовая инспекция);
  • через судебные органы и прокуратуру.

Крайняя стадия – это прокуратура или суд, чаще конфликт удаётся разрешить более мирным путём.

Начальник ругаетсяПрофсоюзы также не имеют полномочий привлекать виновного к ответственности, а их решения в отношении недобросовестных работодателей носят рекомендательный характер. Права на охрану труда профсоюзами содержит ст.370 ТК.

Профсоюзы создают свои трудовые инспекции с довольно обширными полномочиями (в рамках закона для профсоюзов). Они могут беспрепятственно посещать организации, участвовать в расследованиях спорных дел, проводить независимые экспертизы и пр.

В любом случае, при обращении в сторонние инстанции работник должен предоставить подтверждение того, что его права были ущемлены (документы, показания свидетелей).

Такие меры приняты для того, чтобы права работодателей также не нарушались. Каждая из сторон должна подтвердить свою правоту существенными аргументами.

Самозащита работников

Первое, что сможет сделать каждый гражданин, когда его законные права нарушаются – попытаться решить конфликт самостоятельно. Для этого достаточно пойти на диалог с работодателем либо написать в его адрес письмо с претензией. Аргументировать свою позицию можно знанием законов и своих прав.

Трудовой кодекс регламентирует действия трудящегося в статье 379.

Уведомив работодателя письменно, работник сможет:Начальник и сотрудник

  • не выполнять работу, которая не прописана в трудовом договоре;
  • отказаться от деятельности, угрожающей здоровью или жизни (есть случаи-исключения);
  • в случае задержки зарплаты более чем на 15 дн., гражданин может не работать до её выплаты (кроме исключительных случаев, перечисленных в кодексе) и т. д.

На второй день после получения ответа от начальства о готовности пойти на диалог (погасить задолженность), сотрудник приступает к работе. Работодатель по закону не сможет другими способами препятствовать самозащите работника (ст.380 НК).

На время этого отказа за гражданином сохраняется рабочее место и все права.

Разрешение споров через государственные органы

Трудовые инспекции есть в каждом районе. Эти органы осуществляют госконтроль путём проведения проверок. С определённой периодичностью инспекции проверяют работодателей в плановом порядке.

Но имеется несколько поводов и для внепланового контроля:Суд

  • поступление жалобы от работника организации по поводу нарушения своего трудового права;
  • контроль над исполнением предписаний, сделанных во время предыдущей проверки;
  • по требованию прокуратуры или вышестоящего органа.

Если работник подвергся дискриминации в процессе работы, при приёме или увольнении, то нужно составить письменную жалобу в инспекцию по труду.

Единой установленной формы нет, поэтому бумага составляется в произвольной форме, с соблюдением главных требований:

  • сведения о заявителе;
  • информация о работодателе;
  • сама претензия, просьба;
  • дата, подпись.

СкандалПретензия излагается чётко и ясно, отражает только реальные события. С готовым документом можно идти в инспекцию. Там специалист предложит написать заявление. Можно приложить к нему пакет подтверждающих документов.

У трудовых инспекторов есть на рассмотрение заявки 30 дней. Не позднее этого срока гражданин получит ответ. Если инспекция не компетентна решать подобные ситуации, то самостоятельно переправит дело в нужную инстанцию.

Обращение с жалобой к прокурору делается аналогично. В обоих случаях заявителю гарантируется анонимность, а результатом обращения станет проверка организации.

Обращение в судебные органы

Последняя инстанция, в которую может жаловаться потерпевший – это суд. Однако нет такого порядка, что работник должен до суда попытаться уладить дело другими методами, поэтому начать решать свой конфликт можно сразу с этой инстанции.

В результате судебного разбирательства не будет комплексной проверки организации-нанимателя (как это делают трудовые инспекции или прокуратура), а просто разбирательство конкретного дела в отношении работника.

Результат судебного решения обязателен к исполнению. Работодатель будет наказан по факту совершенного правонарушения, а неправомерные действия в адрес работника исправлены (выплата задолженностей, восстановление на работе, и даже компенсация морального вреда).

Недостатки у метода тоже имеются:Прокуратура

  • перед подачей иска придётся оплатить госпошлину;
  • срок рассмотрения дела достаточно долгий.

Исковое заявление должно содержать подробное изложение фактов нарушения, а к нему приложено как можно больше подтверждающих вину нанимателя документов (их копий). Имеющиеся документы нужно перечислить в тексте искового заявления.

Решение суда не смогут пересмотреть трудовые инспекции или прокуратура. Каждый пункт решения обязателен к выполнению. Поэтому обращение в суд – самая эффективная мера.

Виды ответственности за нарушения трудовых норм

Работник должен помнить, что закон всегда на его стороне, если наниматель, сознательно или случайно, нарушает его права.

Государство предусматривает за это несколько видов ответственности, которые классифицируются в зависимости от вида и степени тяжести нарушения:

  1. Самая лёгкая – гражданско-правовая, к которой можно привлечь за задержку выплаты заработной платы, попытку незаконного увольнения и т. д.
  2. Административная. КоАП приводит перечень нарушений, санкциями за которые станут штрафы разных размеров и даже временная приостановка деятельности организации (вплоть до 3 мес.).
  3. Уголовная. Такое строгое наказание за нарушение трудовых прав работников применяется лишь по решению суда. Статьи за грубые несоблюдения трудового права содержатся в Уголовном кодексе. Например, ст.143 УК – нарушение общепринятых правил по охране труда.

Нельзя забывать, что работодатель также имеет законное право привлечь сотрудника-нарушителя к любому виду ответственности, самая простая из которых дисциплинарная (выговор и пр.).

Каждому работающему человеку могут понадобиться знания в области защиты прав работника, и куда обратиться пострадавшему в случае их несоблюдения. Образцы жалоб или исков в суд можно найти в интернете на сайтах этих органов. В случае сомнения можно прибегнуть к помощи юриста, опытного в аспектах Трудового права.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: