6 задач службы охраны труда на предприятии согласно ТК РФ

Производственный процесс на предприятии практически всегда связан с использованием машин и механизмов, неправильная эксплуатация которых может повлечь реальный риск для здоровья, а иногда для жизни обслуживающего персонала. Даже в офисе не исключена опасность получения сотрудниками травм и повреждений. Поэтому закон обязывает всех работодателей, независимо от формы собственности и гражданско-правовой принадлежности, создавать на своих предприятиях службу охраны труда, как только численность трудового коллектива перевалит за пятьдесят человек. Этот порядок закрепляет статья 217 ТК РФ.

Назначение службы ОТ, круг её полномочий и подчинённость

Ст. 217 ТК РФ наделяет уполномоченных сотрудников контролирующими функциями как в отношении самого работодателя по факту обеспечения им безопасных условий труда, так и относительно исполнения персоналом требований системы безопасности.Основным аргументом для формирования системы охраны труда на предприятиях служит создание максимально комфортных и безвредных условий для исполнения сотрудниками их производственных обязанностей, причём на всём предприятии, а не в отдельных его подразделениях.

В задачи этой службы входит:

  1. Организация безопасной рабочей обстановки и систематический контроль, направленный на выполнение требований, которые предусмотрены системой ОТ.
  2. Текущая административная деятельность, направленная на поддержание режима безопасного труда. К ней относится разработка предложений по усовершенствованию охраны труда, разработка профильных мероприятий и издание распорядительных документов.
  3. Профилактическая деятельность, направленная на выявление рисков на производстве, предупреждение травм и профессиональных заболеваний.
  4. Тщательный анализ всех происшествий, связанных с несоблюдением ОТ и подготовкой мероприятий, нацеленных на опережение потенциальных нарушений.
  5. Учёт производственных помещений с точки зрения их санитарно-гигиенического состояния, а также классификация используемого оборудования по его производственно-техническим характеристикам.
  6. Осуществление вводных и периодических инструктажей, имеющих целью ознакомление сотрудников с нормами безопасности на производственном объекте.

На предприятиях с большим штатом трудящихся, превышающим семьсот человек, отдел ОТ формируется в виде самостоятельной структурной единицы, обладающей персональным руководством. В ходе осуществления своих полномочий данному подразделению показано тесное взаимодействие с государственными надзорными и контролирующими органами.

В состав нормативной базы, служащей обоснованием деятельности системы ОТ, входят федеральные, муниципальные, отраслевые законодательные акты, а также локальные положения, утверждённые на предприятии, и трудовые соглашения.

Руководитель предприятия наделён достаточно широкими полномочиями по принятию принципиальных решений относительно организации системы безопасности труда. Руководствуясь производственной целесообразностью, он может взять структуру ОТпод собственное подчинение или, издав соответствующий приказ, назначить куратором своего заместителя, чаще всего технического директора.

Какие факторы оказывают влияние на структуру службы охраны труда

КаскаОсновополагающим фактором при формировании службы ОТ является штатная численность работников. Трудовой кодекс, в частности его статья 217, законодательно закрепил за работодателем обязанность организовать вышеназванную структуру, если штатная численность на предприятии больше пятидесяти человек. Причём до этого уровня данный норматив снижен в ходе последних изменений, внесённых в документ. Ранее действующий показатель в размере ста штатных единиц позволял руководителям более мелких организаций игнорировать эту сферу производства.

Формирование системы охраны труда и расчёт численности её сотрудников производится руководителем предприятия с учётом рекомендаций Минтруда и соцразвития. Причём комментарии к закону позволяют сделать однозначный вывод о том, что изложенные в них принципы носят не столько рекомендательный, сколько обязательный характер.

Принимая решение относительно создания комиссии по охране труда на предприятии, руководитель отталкивается от факторов, свойственных не только определённому предприятию, но и всей профильной отрасли:

  • от производственных условий, качество которых продиктовано режимом технологических операций и организацией производства;
  • от отраслевого уровня травматизма и количества фактов профессиональной заболеваемости;
  • от списочного числа работников;
  • от показателя отсутствия на рабочих местах по причине заболеваний или травм персонала предприятия.

С учётом этих факторов руководством юридического лица устанавливается состав и подчинённость службы, в обязанности которой вменяется контроль безопасности производственного пространства.

Более того, он вправе учредить должность инспектора по охране труда на предприятии с меньше чем пятьюдесятью трудящимися, если этого требуют специфические условия технологии производства.

Порядок формирования службы охраны труда

Трудовой кодексСлужба охраны труда на предприятии представляет собой систему, состоящую из элементов, находящихся в тесной взаимосвязи, которые обеспечивают безопасность производственной среды в границах промышленного объекта. Для этого они определённым образом взаимодействуют, формируя целевые концепции и мероприятия, из совокупности которых складывается политика ОТ.

Правильное устройство системы ОТ на предприятии выступает залогом стабильного роста производительности труда и устранения фактов травматизма и профзаболеваемости на производстве.

Ответственность за разработку структуры отдела поОТ и корректное оформление его деятельности лежит на руководстве организации. В рамках выделенных полномочий оно должно:

  1. Обеспечить разработку и утверждение внутреннего нормативного акта, направленного на регулирование деятельности службы ОТ, например, соответствующего положения.
  2. Включить в штат дополнительные должностные единицы в соответствии с избранной структурой отдела. Для этого издаётся соответствующее распоряжение, подтверждающее факт корректировки штатного расписания.
  3. Разработать и утвердить должностные инструкции для новых сотрудников отдела ОТ.
  4. Подписать приказ о принятии на должности и организовать подписание трудовых договоров с вновь принятыми сотрудниками.

В рамках квалификационных требований, предъявляемых к инспекторам поОТ, предусматривается принятие на эти должности граждан, закончивших обучение по техническим специальностям в высшем или среднем специальном учебном заведении и получивших спецподготовку в области охраны труда.

Каска, очки и перчаткиЗакон не предписывает работодателю содержания отдельной штатной единицы для трудоустройства специалистов по ОТ. Он уполномочен самостоятельно сформировать отдельный механизм контроля над безопасным осуществлением трудового процесса на возглавляемом предприятии. Контролирующие полномочия он может взять на себя или возложить на профессионала, привлечённого для этих целей и оформленного по гражданско-правовому договору.

Оказание услуг по охране труда практикуют специально аккредитованные в этой сфере организации. Заключение с одним из них соответствующего договора является выгодным вариантом для работодателя с точки зрения налоговой оптимизации.

Преимущество данного способа в том, что финансовые затраты ограничиваются оплатой выполненных работ по договору на оказание услуг, не вызывая у работодателя обязанности дополнительно производить социальные платежи с фонда оплаты труда штатных сотрудников или специалистов, нанятых по гражданскому договору.

Работодатели, из-за особенностей процесса производства вынужденные перемещать сотрудников на удалённые объекты для осуществления ими своих трудовых функций, обустраивают мобильные кабинеты по ОТ, внутри которых размещается информация, характеризующая уровень производственной безопасности в подразделениях. Также там вывешиваются утверждённые нормативы и внутренние документы по охране труда, принятые на промышленном объекте. Помимо исполнения информативной роли, кабинеты ОТ пропагандируют безопасные трудовые приёмы и методы, а также наглядно демонстрируют приёмы оказания первой медицинской помощи пострадавшим от травм и несчастных случаев на производстве.

Назначение и порядок составления инструкций по охране труда

Роль нормативного документа, определяющего условия безопасного исполнения служебных обязанностей и осуществления технологических операций на территориях промышленных цехов, стройплощадок и других объектов производственного предназначения, выполняет инструкция по ОТ. Она создаётся на основании положений отраслевых и межотраслевых правил безопасности производства.

Помимо типовых регламентов, устанавливающих порядок соблюдения безопасности в рамках профильной отрасли, каждая организация может внедрить свои инструкции по отношению к конкретному участку. Основанием для их создания служит приказ руководителя и утверждённый им перечень рабочих мест, аттестованных с точки зрения наличия вредных и опасных производственных факторов.

В состав инструкции по ОТ должна входить информация, касающаяся обеспечения безопасности до начала производства работ, в течение процесса и после его окончания. В отдельных главах регламентируются общие правила охраны труда и способ реагирования в условиях аварийной ситуации.

Регламент составления инструкций содержит в себе несколько основных требований, предъявляемых к тексту этого документа:Каска и диплом

  1. Нельзя допускать ссылок на любые нормативные акты, кроме других инструкций, действующих в рамках этого предприятия.
  2. В тексте нельзя применять эпитеты, призванные подчеркнуть особенную роль тех или иных требований (к примеру, «обязательно», «особо», «строго» и др.), поскольку все условия инструкций должны исполняться персоналом в равной мере.
  3. Любые сокращения и аббревиатуры должны расшифровываться.
  4. Излагаемая информация должна носить объективный характер. В случае использования для характеристики безопасных работ конкретных нормативов, необходимо указывать их номинальное значение (расстояние до глаз, максимальный или минимальный зазор и пр.).

Реализация методического руководства возложена на подразделение охраны труда организации, которое также контролирует своевременность запланированных корректировок и организует изменение действующих нормативов.

Каждые пять лет инструкции по ОТ на предприятии подлежат проверке на предмет их соответствия актуальным государственным стандартам, санитарным нормам и правилам. Периодичность аналогичных проверок предписаний для профессий или операций со значительным уровнем опасности ограничивается тремя годами.

Разработка инструкцийЕсли в ходе планового освидетельствования не выявлено перемен ни в условиях производственных операций на предприятии, ни в федеральных отраслевых нормативах, действие инструкции пролонгируется на такой же период, о чём издаётся приказ руководителя.

Отраслевые инструкции вывешиваются внутри подразделений в зоне свободного доступа для всех работающих, персональные инструкции выдаются работникам на руки после прохождения ими первичного инструктирования на рабочем месте.

Кто начальник

Степень эффективности созданной службы охраны труда подлежит многоуровневому контролю со стороны:

  • административного и технического руководства предприятия;
  • общественных формирований;
  • инспекторов государственных надзорных органов (технадзор, энергонадзор, санэпиднадзор и прочие);
  • инспекторов госслужбы ОТ.

Среди общественных формирований только профессиональные союзы наделены достаточными полномочиями не только для осуществления контроля над соблюдением трудовых нормативов, но и для координации безопасности трудовых действий путём непосредственного влияния на рабочие процессы и на их участников. Для этого они учреждают собственные трудовые инспекции и наделяют их правами, позволяющими контролировать охрану труда, тесно взаимодействуя при этом с государственными надзорными органами.

Из сотрудников профсоюзных организаций и уполномоченных сотрудников администрации предприятия учреждаются комиссии по ОТ. Этим формированиям ставится задача разработать проект коллективного договора в части мероприятий, организуемых для охраны труда и создания для персонала безопасной производственной среды.

Профессиональные союзы не являются формальными органами, в их компетенции не только надзорные функции, но и право потребовать от работодателя немедленно устранить выявленные нарушения, влекущие риск для здоровья и жизни трудящихся.

В случае если существует реальная угроза для обслуживающего персонала, а работодатель бездействует, профсоюзный орган может привлечь для решения проблемы Федеральную трудовую инспекцию. Причём до момента вынесения этой государственной структурой окончательной резолюции в отношении обнаруженного нарушения профсоюзный инспектор вправе требовать от работодателя приостановки работ, а руководитель обязан выполнить это требование.

Обязанности работодателя, закреплённые законодательным путём в части обеспечения условий, не несущих опасность здоровью сотрудников, служат дополнительной гарантией для работников на максимальное ограничение, а по возможности на исключение влияния на их организм вредных и опасных для здоровья факторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: