Пожалуй, не существует таких работников, у которых не возникало претензий к руководству. Разнообразие возникающих проблем создаёт различные виды трудовых споров. Законодатель подробно регламентировал порядок разрешения споров в договоре. Однако защищать свои права через официальные инстанции проявляют желание далеко не многие. Это связано, прежде всего, с тем, что работникам не знаком порядок разрешения споров и договоре. Сам трудовой спор виды и порядок разрешения его вызывают на практике много толкований, приводящих к судебным тяжбам.
Что такое трудовой спор
Трудовые споры – это ситуации, возникающие из-за расхождения во мнении между руководством организации и работниками, в которой они работают. Данные расхождения могут возникать по огромному количеству вопросов:
- должностным обязанностям;
- времени выполнения поручений руководителя организации;
- графику работы;
- количеству командировок;
- заработной платы и размеру командировочных расходов;
- размер и срокам выплата заработной платы и премий;
- предоставлению отпусков и тому подобное.
Чаще всего, работник, недовольный ущемлением своих прав, просто терпит нарушение или подаёт заявление на увольнение. Но меняя место работы, ситуацию не изменить. Другими словами, работодатель, зная, что действительно нарушил закон, продолжит совершать подобное нарушение. Исправить это можно лишь одним способом — обжаловать действия руководства организации, чтобы в дальнейшем нарушений не было.
Сотрудник, не согласный с администрацией предприятия и решившийся на отстаивание своей позиции, имеет на это разные причины, но если обобщить, то их характер может быть двух типов:
- Материальным — несогласие в расчёте зарплаты, отпускных, проезда к месту работы, несогласие с окончательным расчётом при увольнении, несогласие с суммой удержания за недостачу и так далее.
- Нематериальным — работник настаивает на изменении формулировки в приказе на увольнение, изменение графика работы, отмены дисциплинарного взыскания и прочее.
В первую очередь для большинства значение имеет материальная составляющая, но нематериальные претензии к руководству организации также очень важны. В данной статье будет рассмотрено понятие трудовой спор виды и порядок разрешения конфликтов между работником и организацией.
Типы трудовых споров
Виды трудовых споров можно выделить по различным основаниям, однако, в большинстве случаев, классификация носит больше научный характер, нежели практический:
- по субъекту;
- по характеру;
- по предмету;
- по способу разрешения и так далее.
С практической точки зрения, большее значение имеет классификация по субъектам, так как для разрешения спора важно, является ли он индивидуальным или коллективным.
- Трудовой спор чаще всего носит индивидуальный характер. Такой спор возникает только между конкретным работником и администрацией организации в лице её представителя – директора, председателя и так далее. Этот спор не связан с тем, что организация массово нарушает права всего трудового коллектива. Конкретный работник начинает защищать свои права, обращаться с заявлениями, добиваться того результата, который кажется ему правильным. Каждая из сторон может прибегнуть к юридической помощи для представления своих интересов. Сначала следует обращение в комиссию по трудовым спорам (далее – КТС), затем в государственные службы, такие как трудовая инспекция, прокуратура и судебная инстанция.
- Трудовые споры могут быть также и коллективными, что встречается значительно реже. В этом случае группа работников, а не один работник инициирует разбирательство, считая свои права ущемлёнными. Коллективный трудовой спор возникает, как правило, из-за значительной задержки выплаты заработной платы всему трудовому коллективу. Также причиной может быть серьёзное сокращение штата организации, когда работники не соглашаются с решением руководства из-за потери заработка как единственного средства существования. Это более сложные случаи, чем индивидуальный спор, так как трудовой коллектив может решиться пойти на такую крайнюю меру, как отстаивание своих прав путём забастовки.
О начале забастовки надлежит предупредить руководство организации за 10 дней, в противном случае она будет считаться незаконной. Такая мера протеста работников ставит под угрозу деятельность организации в целом. Поэтому для разрешения сложившейся ситуации создаётся примирительная комиссия, в которую входят как представители администрации организации, так и трудового коллектива. Конечно же, при наличии в организации профсоюзного органа его члены активно подключаются к решению вопроса, представляя интересы работников.
Примирительная комиссия рассматривает обращение трудящихся в течение рабочей недели и выносит решение, закреплённое протоколом. Если работа примирительной комиссии не привела к тому результату, который удовлетворил бы обе стороны конфликта, разбирательство продолжается, но уже с привлечением государственных органов, а именно: Министерства труда РФ.
Какими бывают споры и как решаются
В случае, когда работник решил бороться с несправедливостью, не побоявшись юристов организации, он может действовать в рамках устоявшегося алгоритма, который вполне детального прописан в трудовом законодательстве РФ. Рассмотрим его ниже.
Для начала, до того момента, когда работник начнёт обращаться за защитой своих прав, ему нужно провести переговоры с руководителем организации. Только убедившись в невозможности прийти к согласию в результате переговоров, он может действовать дальше – обращаться в следующую инстанцию по рассмотрению своего вопроса.
В первую очередь, работнику следует обратиться в орган, имеющийся в самой организации – в комиссию по трудовым спорам (далее – КТС). Подобные органы создаются, как правило, в средних и крупных по численности организациях. На малых предприятиях их создают весьма редко.
Тем не менее сначала работник должен обратиться в КТС (если она есть на предприятии, и работник является членом профсоюза). Порядок разрешения споров, а именно: необходимость обращения в КТС может быть прописана в договоре, заключённым между работником и представителем нанимателя.
Обращение в КТС оформляется в письменном виде в свободной форме с указанием в нём:
- органа, в который направляется заявление;
- предмета трудового спора, т. е., причину обращения за защитой;
- позиции заявителя по спору;
- просьбы к комиссии.
Заседание КТС оформляется протоколом, а итоговое мнение членов комиссии по спору – решением. КТС состоит из работников самого предприятия, но одна половина членов представляет организацию, другая — профсоюз. В комиссии избирается председатель и секретарь. Дата заседания назначается после поступления обращения работника, но не более чем в 10-дневный срок. На этом заседании подробно рассматривается трудовой спор и все связанные с ним обстоятельства. При этом всё строго протоколируется. Члены комиссии подписывают протокол.
Принятие решения происходит как при обычном голосовании – подсчётом голосов. Комиссия имеет право затребовать в ходе разбирательства пояснения от различных отделов компании, получать служебные документы, докладные записки, произведённые расчёты. Решения комиссии по трудовым спорам правомочны и исполняются даже службой судебных приставов.
Если решение КТС не удовлетворило работника, то он может обратиться за дальнейшим рассмотрением своего трудового спора во внешние службы. Необязательно сразу обращаться в суд, вполне достаточно будет обратиться в трудовую инспекцию или в агентство по труду, которому подчиняется трудовая инспекция.
Эти государственные органы являются подразделениями Министерства труда РФ и призваны защищать трудовые права граждан. Обращение работника не может носить анонимный характер. Рассматривается оно в течение 30 дней с момента обращения. После подачи работником соответствующего заявления органы Министерства труда РФ поставят руководство организации в известность о том, что в отношении организации возбуждена внеплановая проверка. При этом от организации запросят целый ряд документов, необходимых для разбирательства.
Предписания государственных трудовых служб должны выполняться организацией в обязательном порядке. У трудовой инспекции имеются широкие полномочия, вплоть до приостановки деятельности организации или её отдельных подразделений. За неисполнение предписаний госорганов должностные лица организации могут быть подвергнуты административной ответственности или даже дисквалифицированы, т. е., могут быть временно отстранены от работы (практикуется за повторные грубые нарушения трудового законодательства).
За нарушение условий охраны труда и невыплату заработной платы законодательством РФ предусмотрена уголовная ответственность. К такой ответственности подлежат должностные лица лишь по решению судебных органов. Для этого документы по делу о нарушении трудовых прав инспекция направляет в надзорные правоохранительные органы, которые, в свою очередь, после расследования передадут дело в суд.
Также работник, который не смог защитить свои права в рамках заседания КТС на предприятии, имеет право обратиться сразу в суд. В таком случае судебное разбирательство и подготовка к нему проходят на общих началах.
Срок исковой давности
Только суд правомочен принять решение о восстановлении работника на работе, а также о выплате ему компенсации заработной платы по среднему расчёту, потерянной в ходе судебных разбирательств.
Поэтому бывший работник, который оспаривает в суде факт законности своего увольнения (формулировка оснований для увольнения, сам факт увольнения, результаты аттестации, незаконное увольнение по дискриминационным причинам и так далее), должен успеть обратиться в суд в месячный срок со дня вручения ему трудовой книжки.
Суд строго следит за соблюдением процессуальных сроков. Поэтому соблюдать их нужно неукоснительно.
- Обратиться в суд с иском о взыскании с работодателя заработной платы можно в течение 1 года со дня наступления срока, в который она должна была быть выплачена.
- По всем остальным случаям трудовых споров необходимо обращаться в течение трёх месяцев с момента их возникновения, например, с даты ознакомления работника с приказом о переводе на другую работу, о вынесении дисциплинарного взыскания.
Не только работник, но и организация-работодатель имеет право обратиться в суд с иском к работнику. Как правило, это иски о взыскании материального ущерба. Организация должна успеть подать иск в течение 1 календарного года со дня выявления ущерба. Также она имеет право обжаловать решения контролирующих органов в вышестоящие инстанции. Срок для этого равен 10 дням.
Работник, чьи права были нарушены, имеет право добиваться их восстановления. ТК РФ предусмотрен специальный порядок, который обязывает того в первую очередь обращаться за разрешением спора в КТС на предприятии. Обращение будет обязательным, если на предприятии имеются профсоюзные органы либо сам работник является членом профсоюза.
Однако, как показывает практика, обращение в КТС является элементарной формальностью. Дело в том, что члены комиссии, как уже указывалось выше, являются сотрудниками организации. Другими словами, решение работников организации, желающих дальше продолжать работать в ней, не может противоречить позиции организации в целом. По этой причине решение КТС, как правило, является элементарной формальностью, которую нужно соблюсти перед обращением в более серьёзные органы — в инспекцию по труду, прокуратуру и судебную инстанцию.