3 этапа коллективных трудовых споров

Трудовые споры коллективные – явление не частое на предприятии, но если таковое случилось, значит, не за горами забастовка или массовое увольнение. Поэтому грамотный руководитель должен уметь заранее распознать зачатки такого конфликта и суметь предотвратить его ещё на ранних стадиях.

Начало расхождений во мнениях

Забастовка

Ситуация, при которой между работодателем и работником есть какие-то противоречия и разногласия по поводу организации труда, называется трудовым спором.

Виды трудовых споров:

  • индивидуальный — когда работник лично заявляет о своём несогласии с установленными на предприятии правилами организации труда в специальную комиссию;
  • коллективный — если сразу несколько работников (профсоюз) недовольны условиями труда, установленными новыми коллективными договорами.

Задержка зарплаты, например, обычно рассматривается как личный спор, и каждый человек, которому не перечислили вовремя деньги на карточку, должен лично писать заявление в трудовую инспекцию. Однако если дата выплаты заработной платы указана в коллективном договоре, и она не соблюдена, тогда спор можно считать коллективным.

Сотрудники ругаютсяРаботники выражают своё мнение путём выдвижения требований. Избираемые работниками представители профсоюзов, руководители различных отделов на предприятии направляют с одобрения работников письменные требования начальству. Эти требования сотрудники согласовывают между собой на предварительном собрании, помещение для которого обеспечивает начальник. На практике он может заявить, что проводить собрание негде. Тогда можно организовать сбор подписей в поддержку требований или провести конференцию.

Работодатель не может игнорировать полученное обращение. Он должен за два дня разобраться в проблеме, принять решение и сообщить о нём в профсоюз. Важно, чтобы передача требований была зафиксирована в отчётности работодателя, для этого, например, можно отправить их по почте. В случае возникновения каких-либо проблем можно обратиться в орган власти, защищающий права трудящихся.

Работодатель принимает решение:

  • удовлетворить требования (прекращается развитие спора);
  • отказать частично;
  • полностью отказать в удовлетворении требований.

То есть изначальный конфликт между интересами двух сторон может быть улажен и без вмешательства третьих лиц. Обычно работодатель идёт на уступки своим подчинённым, пытаясь найти компромисс, ведь проведение дальнейших обязательных действий при разрешении спора занимает лишнее время и силы.

Этапы

Как правило, трудовые споры состоят из трёх этапов:

  1. Этап первый – на нём происходит развитие спора как конфликта. На этой стадии ещё есть возможность всё урегулировать мирно и полюбовно.
  2. Этап второй – собрание комиссии по решению трудовых споров. К такому стороны прибегают, если не удалось самостоятельно решить вопрос.
  3. Обращение в суд.

В любом случае нужно пытаться всеми способами решить спор мирным путём, не привлекая кого-то со стороны и уж тем более не обращаясь в суд.

Если прийти к выгодному для всех решению не удалось, данная ситуация уже рассматривается как спор. В таком случае начинаются примирительные процедуры (они обязательны).

Собрание работниковВначале из числа участников спора формируется примирительная комиссия (за 2 дня при споре на одном предприятии, за 3 дня – если участвуют несколько работодателей, т. е. масштаб спора шире). Начальство несёт ответственность за то, чтобы комиссия могла начать работать, обеспечивает все условия. За 3 дня комиссия должна коллективно принять решение (закрепляется в протоколе).

Если стороны не смогли договориться в комиссии, на следующий день после составления протокола (или в тот же день) они вновь собираются, чтобы решить с помощью чего ещё можно разрешить спор.

Если обе стороны согласны (заключается соглашение о согласии), то следующим этапом в рассмотрении спора является помощь посредника. Для начала участники выбирают конкретного человека, который будет посредником (на это отведено не более 2 дней). При этом посоветовать конкретного человека может специальный орган власти, который помогает людям решать споры в области трудового законодательства.

Если им удалось согласовать одну кандидатуру, дальнейшее разбирательство происходит в соответствии с принятым соглашением. Посредник получает всю необходимую для понимания и нейтрализации разногласий информацию.

Спор рассматривается 3 дня (если в споре фигурирует, например, объединение работодателей, то срок увеличивается на 2 дня). В итоге стороны должны принять письменное решение или составить протокол, в который занести сохранившиеся разногласия.

Если одна из сторон высказывается против обращения в примирительную комиссию или против привлечения посредника, у второй стороны есть только 1 день, чтобы потребовать обращения в следующую по очерёдности инстанцию.

Способы решения

Трудовой коллективный спор рассматривается в трудовом арбитраже, если:Весы правосудия

  • после вмешательства посредника у участников остались разногласия;
  • после примирительной комиссии участники отказались от привлечения посредника;
  • стороны не смогли совместно выбрать посредника.

Арбитраж — это специальный орган, рассматривающий только коллективные споры.

Запрещено включать в состав арбитров людей, задействованных в споре с любой из сторон. Выбрать кандидатуры арбитров можно, исходя из списков, которые каждый год вывешивает трудовая инспекция в качестве рекомендуемых.

Так, после составления протокола об одной из перечисленных выше ситуаций, на следующий (или в этот же) день участники спора проводят переговоры, и решают следует ли им обращаться в арбитраж. Подписывают соглашение. Далее не более 2 дней (4 для другого уровня спора) стороны либо создают временный арбитраж, либо обращаются в постоянный орган.

Если приходится формировать временный арбитраж, то его состав и порядок работы стороны определяют совместно, на равных.

Трудовой арбитраж активно взаимодействует со сторонами спора, требует необходимую информацию, и сам предоставляет различные сведения. На рассмотрение спора арбитражу даётся 3 дня для локального уровня и 5 дней для другого. Своё решение данный орган предоставляет сторонам в бумажном виде. Все принятые решения участники конфликта обязаны привести в действие.

Особенности

ДиректорКаждый этап спора осуществляется на основании переговоров. Они проводятся и до выдвижения первых требований (по поводу предмета разногласий), и на тему создания перечисленных выше примирительных органов, и во время их функционирования, и во время забастовки.

Все участники созданных групп по примирению не могут быть уволены или переведены на иную работу без их согласия. За исключением случаев, если член комиссии или посредник явился на место исполнения своих временных обязанностей в состоянии опьянения, что-либо украл, сообщил кому-либо сведения, составляющие служебную или иную тайну, или совершил иные проступки, за которые любой работодатель может уволить своего сотрудника. За ними на три месяца (не больше) сохраняется основная должность и средний заработок, но от основных обязанностей их освобождают.

В каждом регионе существует государственная инспекция труда субъекта федерации, это и есть тот орган власти, который защищает права трудящихся и помогает разрешать споры. Они регистрируют возникновение споров, содействуют их решению, ведут списки трудовых арбитров. Туда можно обратиться за информацией, которая необходима для разрешения неурегулированных противоречий, должностные лица проконсультируют и проинформируют вас.

Попробовать разрешить коллективный спор можно также при помощи забастовки. Начать готовиться к её проведению можно, если:

  1. Не удалось уладить спор с помощью примирительных процедур.
  2. Со стороны начальства не выполняются достигнутые соглашения.
  3. Начальство игнорирует решение последней инстанции, трудового арбитража.

Примирение

Предложить провести забастовку может профсоюз (на основании принятого на собрании работников решения).

Как известно, во время забастовки прекращается трудовая деятельность. Однако некоторые организации, выполняющие важную для всего общества работу, деятельность которых связана с безопасностью населения, не могут полностью приостановить свою деятельность — это предприятия в области различных видов промышленности, в газовой отрасли, организации здравоохранения. Для них органы власти разработали специальные минимальные перечни работ, которые должны быть выполнены. В это время продолжаются переговоры между сторонами.

Представитель работников обязательно должен уведомить начальство о том, что они собираются устроить забастовку (не меньше чем за 5 дней).

Сотрудник не может быть уволен за участие в забастовке (если она проведена правильно)! Но работодатель может на время забастовки приостановить начисление заработной платы.

Таким образом, в любой организации могут возникнуть коллективные трудовые споры. Порядок их разрешения определён в Трудовом кодексе, он подразумевает постепенное урегулирование противоречий во мнениях рабочего коллектива и работодателей. Такие споры чаще всего решаются ещё на начальном этапе, потому что ни одна из сторон не заинтересована в долгих разбирательствах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: