При оформлении на работу каждому гражданину понадобится заводить основной документ, содержащий информацию о трудовой деятельности – трудовую книжку. Смена места трудоустройства является нормальной практикой, ведь причин, по которым сотрудник и работодатель не могут продолжать сотрудничество, может быть множество, начиная от выявления более выгодных условий труда, и заканчивая фактической ликвидацией предприятия или организации, что неизбежно приводит к увольнению.
Трудовое законодательство обязывает нанимателя правильно вести документацию предприятия, в том числе и ТК. Факт смены места трудоустройства отображается в ТК, и если закончилась трудовая книжка что делать сотрудник кадровой службы попросту может не знать.
Понимание ключевых правил и особенностей позволит избежать трудностей при оформлении ТК и вкладыша к ней.
Оформить новую книжку или вкладыш
Закончилась трудовая книжка и как начать новую – ситуация, с которой достаточно часто сталкивается кадровый сотрудник предприятия. Главная причина, по которой может не хватить места в ТК – действующие требования законодательства по оформлению, заполнению и ведению книжки.
Информация вносится без сокращений и переносов на граничащие поля для удобства чтения отображённой информации. Поэтому, отведённые разделы для заполнения могут быстро закончиться, и в последующем возникает дилемма – трудовая книжка закончилась и что делать дальше, чтобы внести данные по сотруднику.Можно завести новую ТК и не искать путей решения проблемы с недостатком полей в заполненном документе, но в таком случае сотруднику, который часто меняет место трудоустройства, пришлось бы иметь 2 и более экземпляров, что крайне неудобно и нецелесообразно.
В качестве альтернативы приобретается вкладыш, куда вносится последующая информация, тем более что законодательством чётко регламентируется требование по наличию одного трудового документа.
Вклеивать или иным методом добавлять в ТК чистые страницы категорически запрещено.
Этапы оформления дополнения:
- кадровик направляет запрос руководителю предприятия или организации;
- уполномоченное лицо подготавливает соответствующий приказ;
- работник получает вкладыш.
Выдача дополнения не безвозмездное, и сотруднику придётся компенсировать работодателю понесённые расходы, связанные с выдачей дополнительного документа.
Расчёт производится путём:
- внесения наличных денежных средств в кассу предприятия;
- проведения безналичного перевода на предоставленный расчётный счёт организации;
- удержания из зарплаты.
Локальными документами может предусматриваться бесплатное предоставление дополнения к ТК в случае необходимости. Если порча трудового документа произошла по вине работодателя, то выдача нового осуществляется за его счёт.
Внесение информации
Если закончилась трудовая книжка и оформлен вкладыш, то нужно знать, как сделать запись в дополнительном документе.
Сведения вносятся по аналогии с правилами, выдвигаемые при заполнении книжки, но некоторые особенности есть.
Нюансы:
- Дополнение заполняется кадровиками того работодателя, в период осуществления трудовых обязанностей у которого не был заполнен один из разделов трудовой книжки.
- Указывается дата заполнения вкладыша, а не момент заведения трудовой книжки.
- Вносимые сведения должны быть достоверными, актуальными и фиксировать изменения, а не дублировать предыдущие записи.
- Заполненный титульный лист заверяется подписью ответственного сотрудника кадровой службы, а также печатью предприятия.
- Работник, чья трудовая книжка дополняется вкладышем, обязан ознакомиться с документом и также оставить свою подпись.
На данном этапе оформление дополнительного документа окончено, и остаётся его правильно вшить в трудовую книжку.
Вшивание вкладыша
На первом листе основного трудового документа проставляется штамп с реквизитами для обозначений факта заведения вкладыша. Он ставится таким образом, чтобы оттиск не перекрывал другие записи, внесённые на полях книжки.
Для соблюдения вышеуказанного требования штамп ставится вверху листа или на его внутренней стороне.
Не каждая организация или предприятие имеет в наличии собственный штамп, и закон в таких случаях не запрещает вносить запись от руки уполномоченным сотрудником отдела кадров.
Законодательство и правила документооборота не закрепляют чёткого регламента, которым руководствуются сотрудники отдела кадров, к примеру, при выборе места вшивания вкладыша.
На практике дополнительный документ помещают в конце ТК – перед задней обложкой.
Вшивание – единственный способ прикрепить вкладыш к основному документу. Другими словами, его нельзя вклеивать, прикреплять степлером или иным способом, чтобы исключить возможность изъятия дополнения с последующим возвратом на место без визуальных отличий от первоначального вида после прошивки.
Рекомендуется использовать капроновую нить. На месте узла клеится небольшой кусочек бумаги, на котором ставится печать, дата и подпись уполномоченного лица, а также слово «прошито».
По отдельности от ТК вкладыш не имеет юридической силы и его использование невозможно.
На этапе нумерации страниц возникнуть трудностей не должно. Главное правило соблюдать последовательность нумерации.
Если в процессе заполнения документа допущена ошибка, то запрещается зачёркивать, исправлять, пользоваться корректором или иными средствами. В следующей строке указывается, что вышеуказанная запись является ошибочной, а вместо неё вносится правильная.
Ошибки заполнения дополнения
Сотрудники отдела кадров, особенно крупных предприятий, где штат работников насчитывает тысячи человек, не всегда уделяют должное внимание к проверке трудовой книжки нового нанятого лица, у которого имеется вкладыш в документе, считая его несущественным дополнением, а не продолжением основного документа.
Чтобы неправильно оформленная книжка не стала проблемой для работодателя, перед её принятием следует обратить внимание на:
- правильность внесения предыдущей информации;
- последовательность записей, переходящих из ТК во вкладыш;
- наличие необходимых подписей и печатей.
Любые нарушения или неточности делают невозможным последующее заполнение трудовых документов, и в таком случае рекомендуется их вернуть работнику до устранения недостатков.
Трудовое законодательство обязывает работодателя в день увольнения сотрудника выдать правильно оформленную трудовую книжку.
Если кадровик допустил ошибку и неправильно внёс информацию в поля вкладыша или вовсе неверно заполнил раздел, то потребуется:
- присвоить записи порядковый номер;
- в следующей строке указать, что вышеуказанный раздел заполнен неверно, и запись является недействительной;
- указать фамилию и инициалы ответственного лица;
- заверить изменения печатью предприятия.
Трудовая книжка является важнейшим документом для любого человека. При смене места трудоустройства первое, на что обращают внимание работодатели – трудовой стаж сотрудника.
Актуальная и исчерпывающая информация содержится именно в трудовой книжке. По указанному документу можно проследить, по какой причине предыдущие трудовые правоотношения были прекращены, ведь не всегда работник увольняется по собственной инициативе и знание трудового прошлого может многое рассказать о претенденте на вакантное место.
Вкладыш является неотъемлемой частью ТК, и игнорирование его наличия делает дальнейшее заполнение трудовой книги невозможным.