Процедура увольнения работника – не самая приятная. Работодатель не может уволить сотрудника без повода, в противном случае лицо, нарушившее требования закона, будет привлечено к ответственности. Порядок проведения процедуры урегулирован нормами трудового права. И нарушение установленного порядка может привести к серьёзным проблемам с законом, даже если ранее трудоустроенный сотрудник погиб. Увольнение работника в связи со смертью также требует соблюдения установленных правил, и их нарушение приведёт к наказанию. Процедура увольнения работника по данной причине во многом отличается от процедуры увольнения по другим обстоятельствам.
- Процедура увольнения работника и основные причины
- Влияние места смерти сотрудника на ход процедуры
- Основания для расторжения трудового договора в связи кончиной стороны
- Определение даты последнего рабочего дня и даты прекращения трудовых отношений
- Порядок оформления увольнения сотрудника по причине смерти
- Внесение записи в трудовую книжку
- Расчёт выплат при увольнении сотрудника в связи со смертью
- Нюансы оформления
Процедура увольнения работника и основные причины
Процесс увольнения работника регулируется нормами Трудового кодекса РФ, а также персональным и коллективным договором и правилами, установленными в организации.
Прекращение трудовых правоотношений происходит несколькими путями:
- По воле трудоустроенного лица. Тогда инициатором процесса выступает трудоустроенное лицо, оно самостоятельно, по своему желанию, подаёт заявление директору организации или руководителю отдела. Обратиться к нанимателю с данным требованием нужно за 14 дней до предполагаемой даты освобождения от должности. В течение данного срока заявление можно отозвать, если до этого не был вынесен приказ. Наниматель вправе отпустить трудоустроенное лицо раньше данного срока. Также данный срок не учитывается, если нанимателем были нарушены условия трудового соглашения либо были совершены действия, нарушающие права трудоустроенного лица.
- Аннулирование контракта по обоюдному согласию участников правоотношений. Участники правоотношений, регулируемых статьями ТК, самостоятельно устанавливают сроки освобождения лица от должностных обязательств.
- Аннулирование соглашения по желанию нанимателя. Наниматель при наличии весомых причин, которые определены в нормативно-правовых актах, может расторгнуть сделку по собственной инициативе. Тогда согласие сотрудника не требуется. В основном, увольнение по инициативе работодателя происходит при нарушении сотрудниками трудовой дисциплины, установленных правил безопасности или по причине уменьшения штата.
- Расторжение договора из-за факторов, независящих от желания участников правоотношений: ограничение дееспособности гражданина, признание его умершим или безвестно пропавшим либо его кончина.
Трудовое законодательство защищает права и интересы и работодателей, и работников. Поэтому наниматель имеет право расторгать трудовые договоры только при наличии веских причин. Отстранение трудоустроенного лица без оснований, указанных в законе или договоре, не допускается. Иначе лицо, чьи права были нарушены, может подать иск в суд.
Влияние места смерти сотрудника на ход процедуры
Порядок проведения процедуры увольнения в связи со смертью сотрудника определён ст. 83 ТК РФ.
На ход процедуры влияет место и время наступления смерти.
Так как работник мог умереть:
- при исполнении своих трудовых обязательств – находился на рабочем месте, в командировке и т. д.;
- в свободное от работы время: в отпуске, в выходные и т. д.
Так, когда трудоустроенное лицо погибает на рабочем месте или при исполнении трудовых обязательств, назначается отдельное расследование. Во время расследования устанавливается, что могло привести к смерти (трудовая деятельность или нет) и причастен ли наниматель к несчастному случаю.
Особой сложностью отличаются ситуации, когда лицо погибло в командировке. Так как точно определить, занимался ли умерший трудовой деятельностью в момент смерти или нет, сложно. В зависимости от исхода расследования определяется размер компенсации, которая полагается близким погибшего человека.
Когда кончина наступила в свободное от работы время, то наниматель не привлекается к расследованию.
Основания для расторжения трудового договора в связи кончиной стороны
Наниматель не вправе расторгать контракт без документальных доказательств смерти сотрудника.
Для аннулирования соглашения нанимателю потребуется иметь копию:
- Бумаги, выдаваемой ЗАГСом, которая доказывает кончину сотрудника (свидетельство о смерти).
- Судебного акта, согласно которому гражданин признан умершим.
- Судебного акта, согласно которому гражданин признан безвестно отсутствующим и после умершим.
Перечень закрыт.
В данных бумагах, обязательно должно быть указано следующее:
- данные умершего: ФИО, год и место рождения;
- дата и место смерти;
- полное название учреждения, подготовившего документ;
- номер регистрации;
- день выдачи и подпись руководителя отдела или учреждения.
Документы могут передать близкие родственники погибшего.
Расторгнуть договор можно только при наличии оригинала документа либо его нотариально заверенной копии. В случае если у трудоустроенного человека не было близких родственников, наниматель вправе сам получить свидетельство.
Оформить приказ без данных документов невозможно, даже если наниматель был проинформирован о смерти сотрудника его близкими родственниками, работниками полиции и больницы.
Определение даты последнего рабочего дня и даты прекращения трудовых отношений
Днём прекращения договорных обязательств считается день смерти человека. Последним рабочим днём считается день, предшествующий несчастному случаю, либо день наступления несчастного случая.
Так, например если человек погиб 15 марта, документ был выдан 20 марта, но родственники передали его спустя несколько месяцев – 14 июля, то в документе, прекращающем трудовые отношения, будет указана последняя дата – 14 июля. Но дата последнее рабочего дня будет – 15 марта.
Точно также указываются даты в приказе, если лицо было признано умершим или безвестно отсутствующим. Днём смерти будет являться день обретения судебным актом юридической силы. А последним рабочим днём будет считаться дата последнего посещение работы.
На дату расторжения договора не влияют следующие факты:
- Смерть работника, наступившая тогда, когда он пребывал на больничном.
- Наступление летального исхода во время отпуска.
- Гибель в командировке.
- Кончина в выходной или праздничный день.
Даже в таких случаях даты в приказе ставятся, так как было описано выше.
Порядок оформления увольнения сотрудника по причине смерти
Оформление увольнения в связи со смертью сотрудника имеет множество отличий от оформления увольнения по другим причинам. Так как во втором случае нанимателю потребуется только подпись второй стороны.
Процедура оформления прекращения трудовых отношений с умершим гражданином начинается с получения доказательств, подтверждающих факт смерти. Эти документы должны быть заверены печатью. Родственники погибшего человека могут предоставить в организацию оригиналы бумаг. А сотрудники организации должны снять с них копии, и заверить собственной печатью.
После получение доказательств, прекращение трудовых правоотношений проводится в несколько этапов, со следующей последовательностью:
- Оформление приказа. В приказе должна быть указана полная информация об умершем лице: ФИО, год рождения, табельный номер, причина прекращения трудовых отношений. Оформляется приказ не об увольнении, а о прекращении правоотношений между сторонами в связи со смертью одной из них, так как смерть человека является одной из причин прекращения действия договора. К приказу обязательно нужно прикрепить доказательство смерти: свидетельство или судебный акт. В приказе должна стоять печать организации и подпись её руководителя.
- Подготавливается уведомление о прекращении правоотношений. В уведомлении прописывается дата прекращения правоотношений (день смерти) и основание прекращения правоотношений. Графа, в которой обычно расписывается сотрудник, остается пустой.
- После этого кадровик передает сведения о работнике (количество отработанных дней, отработанные сверхурочные, сведения о неиспользованном отпуске) в бухгалтерию, сотрудники который рассчитывают размер положенных выплат: отпускные, заработная плата за отработанные дни, премии и другое. В случае если у работника были долговые обязательства перед организацией, в которой он был трудоустроен, или перед коллегами, долг не переходит к его правопреемникам.
- В карточку и трудовую книжку умершего лица вносится соответствующая запись.
Везде где должен был расписаться работник, остаётся пустая графа. Никто не имеет права ставить там подпись.
Внесение записи в трудовую книжку
Даже при увольнении по смерти наниматель должен произвести запись в трудовой книжке работника. При внесении данных в трудовую книжку желательно сделать отсылку на статью 83 Трудового кодекса.
После того как трудовая книжка будет заполнена, её нужно передать близким умершего.
К ним можно отнести:
- мужа и жену;
- отца, мать, сестру или брата;
- совершеннолетних детей.
Передавая трудовую книжку, наниматель подтверждает факт того, что у него нет никаких претензий к умершему лицу и его правопреемникам.
Лица, получившие трудовую, должны обратиться в налоговый орган и Пенсионный фонд России для получения пенсионных накоплений умершего лица. После получения выплаты с Пенсионного фонда следует вернуть трудовую книжку.
Для того чтобы организация предоставила трудовую книжку и другие бумаги погибшего лица, потребуется:
- Написать заявление на имя руководителя организации о предоставлении бумаг. В организации можно запросить образец заявления либо написать его в свободной форме. Желательно иметь 2 экземпляра заявления, так как один направляется руководителю учреждения, а второй остаётся у адресата. На втором экземпляре сотрудники организации должны поставить штамп учреждения с датой принятия заявления. В случае если руководитель учреждения не даст ответ или необоснованно откажет заявителю, то эти бумаги можно использовать для обращения в суд.
- Прикрепить к заявлению копию доказательства кончины лица, копию удостоверения личности, копию бумаги, доказывающую родственную связь, либо нотариально заверенную копию доверенности на представительство.
Заявление подаётся в канцелярию организации или приёмную.
Документы погибшего человека могут быть предоставлены сразу или через некоторое время (15 дней). При передаче документов персонал организации вносит запись о выдаче бумаг в журнале учёта. В том месте, где должен был расписаться работник, записывается лицо, которому были выданы бумаги.
В случае если лицо не может лично передать заявление лично или получить ответ, оно может направить его по почте (квитанцию об отправке следует сохранить). В таком случае в заявлении следует написать об отсутствии возможности явиться лично за ответом и попросить предоставить ответ, отправив его на указанный адрес.
Расчёт выплат при увольнении сотрудника в связи со смертью
Денежные средства, полагающиеся умершему человеку, передаются его близким. В течение 7 дней после получения доказательства, подтверждающего кончину работника, бухгалтер должен подсчитать точную сумму, подлежащую выплате.
При расчёте выплат, причитающихся умершему гражданину, должно учитываться следующее:
- Зарплата за отработанное время.
- Отпускные, если отпуск не был использован.
- Пособие.
- Прибавки к зарплате.
- Вознаграждения и премии.
- Компенсация за вредные условия труда, компенсация за часы, отработанные сверх установленного рабочего времени.
При не предоставлении родственникам погибшего полагающихся выплат наниматель может быть привлечён к ответственности. Для этого лицам, чьи права были нарушены, для начала следует отправить нарушителю досудебную претензию. И если в срок, указанный в претензии, лицо не перечислит полагающиеся выплаты, то следует обратиться в суд.
Если в смерти гражданина будет установлена вина нанимателя, то с него в судебном порядке можно взыскать компенсацию. Размер компенсации зависит от множества факторов: степень вины нанимателя, семейное положение умершего, наличие иждивенцев и т. д. Детей, оставшихся без родителя по вине нанимателя, провинившееся лицо должно обеспечивать до их совершеннолетия (но только при наличии вступившего силу решения суда).
Увольнение в связи со смертью сотрудника облагается налогом. Налог высчитывается с зарплаты сотрудника и составляет 13%. Однако родственникам умершего человека выплачивается полная сумма без каких-либо удержаний. Налог и другие платежи оплачиваются работодателем.
Нюансы оформления
Не всегда близкие усопшего оповещают руководителя о смерти его сотрудника. В связи с чем, наниматель все дни, в которые работник не появлялся на работе, считает прогулами. И в связи с нарушением трудовой дисциплины он имеет право уволить сотрудника. Однако такое действие будет расценено как правонарушение.
Поэтому перед отстранением сотрудника от работы нанимателю следует выяснить причины его неявки, и только потом оформлять бумаги. Иначе при увольнении умершего человека потребуется восстанавливать его, отменять приказ и оформлять все бумаги заново.
Увольнять работника нужно, соблюдая:
- положения ТК РФ;
- нормы других нормативных актов, регулирующих трудовые отношения;
- права и обязанности каждой стороны, прописанные в трудовом договоре.
Нарушение требований приведёт к привлечению лица к ответственности. Проводить процедуру увольнения и оформлять бумаги нужно, даже если сотрудник умер.
Для вынесения приказа потребуется получить бумаги, подтверждающие факт кончины человека: документ выданный органами ЗАГС или судебный акт. В приказе указываются даты указанные в свидетельстве о смерти.
Кроме вынесения приказа, потребуется заполнить уведомление и трудовую книжку. Данные документы выдаются родственникам погибшего гражданина, так как они потребуются им для получения пенсионных накоплений погибшего.
Кроме документов, наниматель обязан предоставить родственникам погибшего сотрудника полагающиеся выплаты. Размер выплат складывается из невыплаченной заработной платы работника, отпускных, премий и вознаграждений.
При нарушении требований законодательства и невыплате причитавшихся денег лицо будет привлечено к ответственности.