Как написать жалобу в трудовую инспекцию о невыплате зарплаты

Обращение в трудовую инспекцию о невыплате заработной платы является правом каждого трудящего на реализацию гарантии о получении вознаграждения за проделанную работу. Трудовой кодекс содержит сведения о том, как подать заявление в трудовую инспекцию о невыплате заработной платы, о сроках обращения в вышеупомянутый орган, полномочия и другие темы, связанные с данной проблемой.

Общие сведения

Согласно федеральному законодательству об обращении граждан любой человек вправе написать заявление или лично задать компетентному органу интересующий вопрос. Согласно ст. 5 Федерального закона № 59-ФЗ заявитель имеет право на ряд действий:

  • в любом виде обращаться в компетентный орган, в том числе через электронную форму;
  • предоставлять бланки, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу;
  • знакомиться с документацией;
  • заканчивать общение, если проблема решена.

Это общие действия, которые вправе совершать гражданин.

Работник, которому не выплачивают заработную плату, вправе обратиться в такие государственные учреждения:

  1. Прокуратура – если имеет место серьёзное нарушение норм законодательства.
  2. Трудовая инспекция (далее – ТИ, ИТ) – специализированный орган, который занимается исключительно трудовыми спорами.

Пострадавший может в любое время обратиться за защитой своего права в суд, если посчитает необходимым. Исковое заявление можно подавать на основании отказа или неудовлетворительного результата действий вышеупомянутых структур.

В то же время человек не обязан проходить все госучреждения для подачи иска, бумагу можно подать ещё в начале конфликта.

Сбор документовЛюбое заявление должно быть обоснованным. Для этого пострадавший должен собрать документы, подтверждающие отсутствие выплат. Суды и другие органы положительно реагируют на обращения лиц, которые предпринимали действия для местного урегулирования вопроса: для этого следует предоставить копии писем на имя директора с прошением выдать заработную плату, если от руководства был письменный ответ, стоит приложить и копию.

Согласно ст. 356 Трудового кодекса (далее – ТК РФ) на ТИ возложены государственные функции по надзору за соблюдением норм законодательства в сфере труда. Она вправе проводить проверки и привлекать виновных к административной ответственности в рамках полномочий. Поэтому зачастую рассмотрение вопроса ТИ оказывается достаточным для решения проблемы по задержке зарплаты.

За какие нарушения сотрудник вправе обратиться в государственную инспекцию труда

Работник вправе написать жалобу на работодателя в ТИ, если он столкнётся и зафиксирует такие факты несоблюдения законодательства:

  • при приёме на должность были некорректно записаны обязанности работодателя и подчинённого в части размера оплаты труда и порядка проведения расчётов;
  • в случае если трудоустраивается женщина в положении, то для неё не может быть установлен испытательный срок;
  • работника не ознакомили с правилами внутреннего распорядка и другими локальными актами, из-за чего на первого были наложены дисциплинарные санкции;
  • если в отношении лица была проявлена дискриминация по любому признаку;
  • в случае не предоставления ежегодного отпуска по требованию подчинённого;
  • если не производится своевременная выплата заработка (регулярно, единоразово или при увольнении, если есть задолженность);
  • если не были выплачены компенсации, предусмотренные ТК, например, по ст. 165;
  • в случае принуждения оформлять неоплачиваемый отпускной период на время пребывания на больничном;
  • при несоблюдении требований о нормировании труда, нарушении трудового распорядка, принуждении работать в выходные, праздники и задерживаться на работе;
  • при несоблюдении правил увольнения, перевода на другую должность без согласия;
  • при отсутствии расчётов при увольнении – невыплата начисленного заработка, неиспользованного отпуска и других полагающихся средств;
  • если работодатель не выдал трудовую книжку при увольнении.

Наличие одного из вышеизложенных оснований служит поводом для жалобы в местную инспекцию труда.

Исходя из обстоятельств для обращения, можно выделить несколько периодов для жалобы:

  1. Когда лицо не трудоустроено: в случае незаконного отказа в приёме на должность, в период после ухода с работы – если нарушения связаны с процедурой увольнения.
  2. Во время действия трудового договора.

Субъектами подачи жалобы могут быть работники, коллектив, группа трудящихся.

Анонимные и коллективные претензии

Согласно российскому законодательству государственные органы не вправе рассматривать письма без указания данных об отправителе. Единственное, на что может рассчитывать заявитель, так это неразглашение информации о факте обжалований действий нанимателя. Об этом работник должен написать в письме. Если же заявка подаётся в электронном виде, следует проставить галочку в графе о конфиденциальности.

Коллектив недоволенЕсли правонарушения работодателя имеют массовый характер и нарушают права нескольких работников, они вправе заявить коллективно о правонарушении в ИТ.

Зачастую такие жалобы пишутся по причине:

  • дискриминации отдельной категории сотрудников (например, непринятие на работу женщин);
  • плохое отношение к коллективу – необоснованные наказания, массовая задержка заработной платы;
  • дискриминация отдельных отделов и т. п.

Допускается и написание коллективной жалобы за нарушения, которые производились по отношению к одному человеку. Коллектив должен представлять доверенный человек, его данные и указываются в числе отправителей письма. Остальные участники подтверждают требования и участие в процедуре своими расшифрованными подписями в конце бумаги.

Правила написания заявления

Жалобу о невыплате заработка из места работы можно написать уже с первого дня, когда выплата была просрочена. Ст. 142 ТК РФ позволяет работнику предпринимать активный протест нарушению.

Уже спустя две календарные недели просрочки сотрудник вправе отсутствовать на работе, однако о таком решении следует предупредить работодателя-нарушителя в письменной форме.

Поскольку общего шаблона заявления в инспекцию труда не существует, заявитель должен придерживаться общих рекомендаций, которые применяются к бумагам подобного образца.

Существуют такие правила для написания заявления в трудовую инспекцию о невыплате зарплаты:

Пишет заявление

  1. Обращаться нужно в ту ИТ, которая действует в определённой местности, на каждый участок своя. Бумага пишется на нужный отдел ИТ. В верхнем правом углу пишется имя адресата, это будет руководитель ТИ, указывается его должность и полный адрес госучреждения.
  2. После сведений об адресате, указываются данные о заявителе: полное имя, адрес, телефон.
  3. Далее пишется основная часть.

Сотрудник должен максимально точно описать события и обоснованно записать требования.

Как правило, в основной части указывается:

  • время, когда человек устроился на работу в организацию, где задерживают заработную плату;
  • если человека не рассчитали при увольнении – пишется также дата, когда он ушёл;
  • какую должность занимает заявитель;
  • когда были перечислены средства в последний раз;
  • даты, когда должна выплачиваться зарплата по правилам ТК или коллективного акта предприятия;
  • порядок проведения расчётов: путём перечисления на карту или наручно;
  • количество просроченных дней;
  • сколько невыплаченных средств было начислено;
  • попытки разрешить проблему с начальством организации и результаты.

Перечень не закрыт.

Сотрудник пишет заявлениеВ конце жалобщик называет свои требования. Наиболее распространёнными являются такие:

  1. Принудить нанимателя погасить задолженность по зарплате и взыскать ущерб в качестве компенсации за каждый день просрочки.
  2. Привлечь директора к административной ответственности, по ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
  3. Привлечь к рассмотрению дела сотрудников правоохранительных органов, если в деяниях руководства будут выявлены преступные деяния по ст. 145.1 Уголовного Кодекса.

Не обязательно, но желательно ссылаться на конкретные нормы из правовых актов, которые устанавливают обязанности работодателя и права подчинённого, а также его требования. Например, в ст. 140 ТК РФ прописаны сроки для расчёта по зарплате в случае увольнения, а в ст. 236 – правила компенсации задержанного заработка.

Список бумаг, которые прилагаются к заявлению

В конце текста жалобы гражданин даёт перечень бумаг, которые он прилагает в качестве подтверждения своих слов.

Обычно список состоит из таких позиций:

  1. Трудовой договор и книжка – для подтверждения наличия рабочих правоотношений, срока их начала (и конца).
  2. Приказ организации об увольнении сотрудника.
  3. Удостоверяющий личность документ – паспорт пострадавшего.

Все документы предоставляются в виде копии, оригиналы остаются у собственника.

Отправка письмаВ письме также ставится дата и подпись работника. Готовый документ направляется:

  • заказным письмом, это необязательно, но рекомендуется для подтверждения факта отправки и получения адресатом;
  • лично через канцелярию ИТ;
  • через форму на сайте ТИ.

Общаться в ИТ стоит незамедлительно. Поскольку согласно ст. 392 ТК, если со дня нарушения пройдёт три месяца, будет несоблюдение сроков давности.

Когда человек описывает ситуацию, ему следует придерживаться правил делового общения. Должны быть изложены факты, а не эмоции и субъективное отношение к сложившемуся порядку дел. Лучше, если каждое утверждение будет подкреплено документально. Также уместно изложить обстоятельства в хронологическом порядке. Следует писать ёмко и кратко, без эмоциональных красок.

Для того чтобы подать заявление лично, нужно оформить два экземпляра. Один передаётся в инспекцию труда, а другой остаётся у заявителя. При этом на каждой бумаге проставляется дата принятия и номер, который прописывается во входящей корреспонденции органа.

При почтовой отправке гражданину даётся квитанцию о получении адресатом письма. Последний подтверждает получение, когда раскрывает конверт и убеждается в наличии всей документации, указанной в описи. В корешке прописывается дата передачи и имя лица, ответственного за получение.

Заполнение заявки онлайнЕсли предыдущие два варианта не подходят, можно обратиться к интернету и заполнить заявку в электронном виде, онайн, через официальный сайт Государственной инспекции труда. Для этого на сайте нужно найти нужный регион и выбрать пункт «общественная приёмная». Появятся окна для заполнения: для указания темы и сути. Также имеется возможность прикрепить файлы, например, сканированные копии документов.

В качестве темы нужно указать «невыплата заработной платы» или «отсутствие расчёта при увольнении» и т. п. К основному тексту те же рекомендации, что и к бумажному варианту, поскольку это равнозначный документ, который имеет такую же юридическую силу.

Если в процессе рассмотрения окажется, что вопрос не относится к компетенции ИТ, то письмо будет перенаправлено в нужную структуру, о чём придёт уведомление заявителю. Перенаправление бумаги произойдёт в течение семи дней. Гражданин также может указать, каким образом ему удобнее получить ответ: на электронную почту или домашний адрес.

ИТ вправе не отвечать на письма, в которых содержаться оскорбления или угрозы.

Процедура проверки ИТ

Если работник должным образом оформил документ и его требования обоснованы, уполномоченная ИТ назначает проверку на наличие указанных в претензии правонарушений. Решение принимается после тридцати дней после принятия письма к рассмотрению. Об этом ИТ уведомляет отправителя посредством почтовой или удобной для первого связи.

Во время проверочной процедуры инспектор может осуществлять такие действия:

  1. Общаться с сотрудника предприятия, отбирать пояснения.
  2. Проверить соответствие условий труда заявленным стандартам.
  3. Осматривать документацию, например, бухгалтерские документы о начислении доходов гражданам.

Инспекция трудаПоследствием проверочных процедур является специальный акт, который составляет служащий ИТ. Указываются все правонарушения как в отношении группы лиц, так и отдельного человека.

По результатам проверки в акте прописываются предписания работодателю:

  • с требованием выплатить пострадавшему заработную плату до определённой даты;
  • выплатить компенсацию за задержку в перечислениях;
  • наложить санкцию в виде штрафа по ст. 5.27 КоАП.

В зависимости от того, какой вид нарушения был выявлен, устанавливается размер наказания. Также учитывается организационно-правовая форма предприятия, если нарушитель индивидуальный предприниматель или должностное лицо, то штраф не превышает пяти тысяч рублей, для юридических лиц максимальный штраф 50 тыс. руб. Пороги наказания повышаются в случае, если деяние совершено повторно.

Когда инспектор установит, что нарушения несут серьёзный характер, результаты проверки передаются в прокуратуру, полицию или судебный орган.

Основанием привлечения нанимателя к уголовной ответственности служат такие деяния:

  • несоблюдение норм по обеспечению безопасности трудящихся ответственным лицом, если это стало причиной нанесению вреда жизни или здоровью человека (людей);
  • принуждение к увольнению женщины в положении, или если она имеет малыша до трёх лет;
  • отсутствие выплат сотрудникам длительностью более трёх месяцев.

Нарушителем признаётся не только руководитель организации в целом, но и отдельное должностное лицо, которое выполняет функции, в работе которых был выявлен сбой.

Так, например, в случае с несоблюдением техники безопасности к ответственности привлекут не только руководство, но и ответственного специалиста за данное направление.

Завершается проверка отчётом жалобщику путём направления отдельной бумаги. В документе пропишут, какие меры были применены к нарушителю, что дальше делать заявителю.

Если пострадавший посчитает, что предпринятых действий недостаточно и его права не были восстановлены или возник конфликт со специалистом инспекции, то работник вправе написать иск в суд. Вместе с иском нужно приложить все документы, которые были получены заявителем в процессе переписки с ИТ.

Обжалование действий инспектора может производиться в порядке обращения к старшему по должности чиновнику.

Несоблюдение норм законодательства об оплате труда является серьёзным правонарушением, которое карается немалым штрафом. Сотруднику не стоит медлить и обращаться в уполномоченный орган сразу после выявления посягательства на свои права. Практика показывает, что ТИ успешно разрешает данные вопросы. Однако если правонарушения имеют признаки преступления, стоит писать в прокуратуру и полицию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про индивидуальное предпринимательство
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: