Помощь в открытии ИП интересует многих, кто желал бы стать предпринимателем, но не знает всей процедуры и опасается финансовых рисков, ведь создание ИП – ответственный шаг. Кроме того, далеко не всегда человеку удается самостоятельно решить ключевой вопрос – стартовый капитал, своих денег может и не быть. Очевидный вариант решения проблемы – банковский кредит, но существуют и другие виды помощи начинающим предпринимателям: субсидирование, консультационная помощь и др.
Виды господдержки
Государство помогает предпринимателям несколькими путями:
- Информационная поддержка.
- Финансовая помощь.
Последняя включает:
- субсидирование;
- предоставление офисных и иных помещений на льготных условиях;
- предоставление финансовых гарантий за счет специальных фондов.
Поддержку осуществляет местная администрация и прочие органы управления на местах. Они могут, например, предоставить находящееся на балансе помещение по сниженной стоимости, помогая ИП «развернуться», поручиться за него или обеспечить гарантии перед банками и т. д.
Стоит упомянуть и подконтрольные Минэкономразвития фонды. Поддержка малому бизнесу с их стороны заключается в льготном кредитовании, предлагаемом банками-партнерами фондов. Также эти учреждения выступают в качестве поручителей перед банком или компенсируют часть процентов по ссуде.
Государство много говорит о необходимости поддержки малого бизнеса, ведь он – основа благополучного «среднего класса» и драйвер экономического развития общества. Помимо слов, делаются и реальные шаги для помощи начинающим предпринимателям – в форме финансирования начальных этапов открытия ИП и сопутствующих расходов.
Кому выдают субсидию, чтобы открыть ИП?
Поддержку со стороны государства на открытие ИП может получить гражданин РФ, зарегистрированный в качестве безработного и соответствующий некоторым требованиям. Она выдается в виде субсидии, финансируемой из бюджета в рамках государственной программы. Такая поддержка реализуется на платформе Центра занятости населения, помогающего с финансовыми и организационными моментами потенциальным бизнесменам.
Получить субсидию могут не все. Финансирование малого бизнеса государством осуществляется лишь для тех граждан, что соответствуют четким требованиям для этого.
Условия таковы:
Наличие статуса безработного – это основной критерий, при этом запись в трудовой книжке гражданина, приведшая к статусу, должна быть «Уволен». Гражданину необходимо быть на учете в ЦЗН по месту постоянной регистрации.
- Претендент не должен уже быть ИП.
- Гражданин, претендующий на субсидию, не может учиться очно.
- Соискатель материальной помощи не имеет инвалидности с группой, препятствующей работе.
- Также он – российский гражданин, чья дееспособность признана.
Итак, кандидат соответствует всем требованиям. В этом случае встает очередной вопрос: какую сумму готово выделить ему государство? Размер помощи зависит от места жительства будущего бизнесмена, его социального статуса и целей выделения средств. Следует понимать, что ситуация различается в Москве и регионах.
Пример для Москвы:
- выделяются деньги на старт бизнеса матерям и отцам-одиночкам, гражданам после армии, ранее не работавшим людям и инвалидам с допустимыми категориями. Сумма составляет до 300 тысяч;
- 60 тысяч предлагается всем безработным, и еще столько же выдают за каждого нанятого на работу;
- также всем безработным компенсируют 25 тысяч – на регистрацию ИП и сопутствующие формальности.
Если же гражданин прописан не в Москве, то остается один вариант субсидирования – 60 тысяч на запуск ИП, и по столько же за каждого нанятого на работу.
Максимально возможный размер выделяемых по программе поддержки малого бизнеса денег – 350 тысяч рублей. Субсидия выдается начинающим предпринимателям безвозвратно, но они должны вложить в дело не менее 50% от выплачиваемой государством суммы.
Как разработать бизнес-план?
Этот документ – краеугольный камень бизнеса, и при оформлении ИП через ЦЗН, запросе денег его составление обязательно, от него зависит, дадут ли ИП субсидию на открытие деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Но составление его для новоиспеченного индивидуального предпринимателя бывает затруднительным. Разработка бизнес-плана – мероприятие ответственное. Его написание требует некоторых специальных знаний.
Можно пойти двумя путями:
- заняться изучением нужных материалов, которые есть в интернете, посетить бизнес-тренинги, и создать документ самому;
- попросить экспертной помощи в составлении бизнес-плана. Услуга эта платная, диапазон цен от 5 до 50 тысяч.
Вне зависимости от выбранного варианта, хороший бизнес-план должен соответствовать некоторым критериям. Ведь в ЦЗН его рассмотрит комиссия, которой надо доказать исполнимость и работоспособность плана.
Документ показывает:
оригинальность бизнес-идеи и ее инновационность. План должен привлекать внимание, и тогда его с большей вероятностью одобрят;
- прибыльность плана. Убыточный бизнес никто не станет спонсировать;
- желательно также заявить о наборе сотрудников. Дело в том, что такие идеи пользуются большим одобрением, поскольку ЦЗН заинтересован в трудоустройстве. А ИП, берущий людей на работу, создает новые рабочие места сам;
- размер первоначального капитала. Нельзя запустить бизнес исключительно на государственные деньги, придется вложиться и самостоятельно. Обычно это не менее половины от суммы субсидии: то есть при запрашиваемых 58 тысячах от ЦЗН и 10 тысячах собственных средств идея, скорее всего, будет отклонена;
- планируемые расходы. Государство оценивает, как рационально будет ИП расходовать его деньги. Бизнес-план должен содержать статьи расходов на основные средства – мебели, техники и т. д.
Особенности процедуры оформления ИП
Регистрация ИП кажется очень трудным процессом, но, на самом деле, она не представляет больших сложностей. Но есть несколько моментов, которые следует осветить особо.
Во-первых, подбирается вид деятельности (ВД). Все ВД прописаны в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (далее ОКВЭД), и имеют соответствующий код.
Кроме того, они делятся на четыре типа:
- Обычные.
- Лицензируемые.
- Требующие разрешения.
- Запрещенные (производство оружия и другие специфические виды).
Когда ВД определен, для него подбирается код из ОКВЭД, вписываемый в документы на регистрацию. Разрешается использовать несколько (до 30) смежных видов, но основной ВД будет только один, и по нему исчисляются страховые взносы.
Во-вторых, ИП должен определиться с системой налогообложения.
Существуют:
- ОСН – общий режим;
- УСН, или упрощенная система, подходящая небольшим предприятиям с малым оборотом и количеством сотрудников;
- ЕНВД – налог на вмененный доход;
- ЕСХН – актуален для сельхозпроизводителей. Предприятиям, только обрабатывающим сельхозпродукцию, воспользоваться этой системой нельзя.
В зависимости от системы будут исчисляться налоги и устанавливаться график платежей.
Основные шаги для регистрации ИП с господдержкой:
- Подача заявления на желание открыть ИП в ЦЗН. Дадут ли субсидию – зависит от статуса гражданина. Деньги на ИП дают, если договор с ЦЗН заключен до регистрации человека как предпринимателя.
- Составление бизнес-плана.
- Подача второго заявления – на саму материальную помощь, вместе с бизнес-планом.
Далее шаги будут рассмотрены подробнее.
Алгоритм получения субсидии на развитие малого бизнеса
Во-первых, необходимо зарегистрироваться в ЦЗН в качестве безработного.
Для этого потребуются:
российский паспорт;
- СНИЛС;
- трудовая книжка;
- ИНН;
- бумаги об образовании;
- справка о доходах за прошедшие 3 месяца с последнего места работы.
Список документов в регионах может меняться, поэтому желательно уточнить его у специалистов ЦЗН лично или по телефону.
На учет не поставят гражданина, не работающего более 5 лет. Делается это из предположения, что если он находил средства к существованию все это время, то найдет и далее.
Алгоритм действия таков:
- написание заявления с просьбой о постановке на учет;
- консультация у специалиста ЦЗН по дальнейшим шагам для открытия ИП;
- написание еще одного заявления, где излагается желание открыть дело;
- прохождение специального тестирования;
- разработка бизнес-плана (см. выше);
подача в ЦЗН документов на субсидирование, где они рассматриваются экспертной комиссией. Решение примет директор ЦЗН, издав соответствующий приказ. Срок рассмотрения – до 10 рабочих дней;
- если документы одобрены, ЦЗН пригласит гражданина на заключение договора субсидирования;
- после этого можно регистрировать ИП;
- зарегистрировав предприятие, в ЦЗН нужно предоставить свидетельство о регистрации и документы, где зафиксированы движения перечисленных государством средств – отчет о расходах. Это могут быть договора на услуги, чеки, товарные накладные и др.
Государство требует отчетности не просто так.
Подписав договор, ИП возлагает на себя обязательства:
- субсидирование должно быть пущено строго на те пункты, что перечислены в бизнес-плане;
- реализовать их нужно за один календарный год с момента поступления на счет ИП.
В некоторых случаях, предусмотренных федеральными законами, деньги должны быть возвращены. Это происходит, если проверка выявила нецелевое расходование средств: тогда ИП обязан вернуть всю полученную сумму. А когда средства потрачены по назначению, но не полностью, возвращается остаток.
Первый отчет по субсидиям подается через 3 месяца с открытия ИП
Консультационная помощь индивидуальным предпринимателям
В любом ЦЗН готовы дать консультации субъектам, желающим открыть ИП. Они проводятся в виде бесед, семинаров, тренингов и презентаций.
Предпринимателям помогают не только деньгами, но и консультациями, и другой информацией в рамках 209 федерального закона и других актов. Делается это на базе Центра Занятости Населения (ЦЗН), выступающего как связующее звено между властями и предпринимателями.
Здесь проводятся:
- семинары, обучающие основам бизнеса презентации, тренинги;
- различные консультации;
- помощь в создании бизнес-плана;
- выставки, направленные на помощь будущим ИП.
Такие мероприятия помогают начинающим предпринимателям, которые зачастую не владеют нужным объемом информации, разобраться в сложном мире отечественного бизнеса, выбрать правильный ВД и преодолеть прочие «подводные камни».
Кроме того, помочь могут так называемые бизнес-инкубаторы – организации, помогающие людям начать свой бизнес:
- предлагающие льготную аренду;
- анализирующие проект бизнеса и дающие ему оценку;
- дающие консультации по налогам, сборам, выбору формы хозяйствования и вида деятельности.
Таким образом, начать бизнес реально и не так сложно, как кажется: главное – ответственно подойти к вопросу, соблюсти требования закона и выбрать тот ВД, который будет и нравиться, и приносить деньги.