Можно ли сделать реорганизацию ИП в ООО

Новоиспечённым бизнесменам наиболее удобна форма ИП для начала бизнеса: ответственность за отчётность, налоги, кадры, генерацию идей лежит на предпринимателе. При росте оборота, объёмов бизнеса ИП зачастую принимают решение о смене организационно-правовой формы. Подобные действия позволяют увеличить объёмы, начать работу в тех направлениях, которые ранее были недоступны. Какие трудности несёт реорганизация ИП в ООО, и чем отличаются эти формы организации бизнеса.

Закрытие ИП

ООО или ИП

В ходе финансово-хозяйственной деятельности индивидуальный предприниматель может задуматься о расширении границ бизнеса, открытии нового направления. В подобных ситуациях правовой статус ИП ограничивает действия, и целесообразность приобретает открытие юридического лица, в частности ООО. Встаёт вопрос, как перевести ИП в ООО. Однако закон не разрешает напрямую реорганизовать или перерегистрировать ИП в ООО.

Чтобы перейти к иной организационно-правовой форме предпринимателю необходимо зарегистрировать ООО, а ИП закрыть.

Предварительное закрытие обязательно, когда не планируется осуществление деятельности через ИП, чтобы избежать начисления и уплаты страховых взносов, а также иных обязательных платежей, сдачи отчётности (в том числе нулевой).

Процедура закрытия ИП включает следующие шаги:

  1. Закрытие имеющихся долговых обязательств, оплата госпошлины.
  2. Сбор документов.
  3. Передача установленного образца заявления о желании завершить деятельность ИП в ИФНС.
  4. Внесение записи в ЕГРИП с предоставлением подтверждающих факт закрытия документов.

Оформление документовПеред началом сбора документов необходимо сдать отчётность (включая ФСС), снять с учёта ККМ.

Перечень документов включает:

  • ИНН (копия);
  • паспорт (оригинал и копия);
  • квитанцию, подтверждающую факт уплаты госпошлины (160 рублей);
  • свидетельство ОГРН;
  • заполненную вручную или электронно форму Р26001. Для рукописного заявления используются чёрные чернила. Буквы должны быть печатные, заглавные. При электронном формате заполнения разрешено использование шрифта Courier New, размера 18;
  • если передачу документов будет осуществлять представитель – нотариальную доверенность.

Передать документы органам фискальной службы можно лично, через почтовую службу, электронно или с доверенным лицом. Срок процедуры закрытия – 5 рабочих дней. На 6-й день бывший предприниматель получит лист записи ЕГРИП, подтверждающий факт прекращения деятельности. При наличии ошибок в документах или заявлении органы ФНС имеют право отказать в совершении процедуры.

Если предприниматель привлекал труд наёмного персонала, увольнение необходимо начать до старта процедуры ликвидации. За 14 дней до даты увольнения сведения направляются центру занятости. В причине увольнения необходимо отметить факт прекращения деятельности.

Если на момент начала процедуры регистрации у предпринимателя есть долги, их необходимо выплатить. Закрываются долги перед ПФР и другими органами в тех отделениях ФНС, в которых было открытие ИП. Регламентированы сроки погашения задолженности перед ПФР – не позднее 14 дней от даты закрытия ИП. При отказе предпринимателя от выплаты долга, ПФР имеет право на обращение в суд.

Отчетность ИПОтчётность предоставляется в следующие сроки:

  • предприниматели-плательщики вменённого налога должны предоставить отчётность до закрытия ИП;
  • упрощенцы обязаны отчитаться до 25 числа месяца, следующего за месяцем прекращения действия статуса ИП.

Если присутствует открытая задолженность перед ФНС, процедура закрытия не будет осуществлена до момента полной выплаты обязательств. При отсутствии денежных средств для погашения, в качестве оплаты может выступить имущество.

Всю документацию необходимо хранить 4 года, кадровые – 75 лет, если дата формирования до 01.01.2003, 50 лет – после. Сохраняя документы, печать ИП должен уничтожить самостоятельно либо обратиться к компании, занимавшейся изготовлением.

Порядок действий для ИП, решившихся на самостоятельное уничтожение:

  • осуществить заполнение заявления регламентированного образца;
  • произвести оплату пошлины;
  • уничтожить печати, штампы.

При обращении к услугам компании для уничтожения печатей и штампов, необходимо составить доверенность на имя лица, которое будет осуществлять процедуру. Потребуется также предоставить копию паспорта.

Запрос ИП документации, подтверждающей отсутствие долгов, из Фондов для закрытия не является обязательной процедурой. Однако некоторые НИ не разрешают закрытие без предоставления справки из Фондов о том, что все обязательные платежи внесены.

Регистрация юридического лица

Как было сказано выше, перерегистрация ИП в ООО (как и перевод) невозможна. Для создания юридического лица бывшему предпринимателю потребуется инициировать процедуру регистрации ООО.

ОКВЭД

Чтобы создать юридическое лицо, необходимо следовать пошаговой инструкции:

  1. Выбрать способ регистрации. Подготовить документацию и пройти процедуру регистрации можно самостоятельно либо воспользоваться услугами профессиональных регистраторов (средняя стоимость 2000 – 8000 рублей).
  2. Выбрать название. Выбирая полное наименование фирмы необходимо помнить о важности включения ссылки на организационно-правовую форму. Например, полное – Общество с ограниченной ответственностью «Ромб», ООО «Ромб» – сокращённое.
  3. Определить юридический адрес. Таковым может выступать помещение на правах собственности или аренды, либо адрес проживания директора, либо учредителя. Помимо этого, существуют фирмы, предлагающие юридические адреса с почтово-секретарским обслуживанием.
  4. Выбрать ОКВЭД. Составляя бизнес-планы по развитию будущей компании –учредители определяются с направлением деятельности. Разрешается выбрать один основной код, отражающий направление бизнеса, и неограниченное число дополнительных, которые отображают всевозможные (в том числе сопроводительные для основного направления) виды деятельности, которыми планирует заниматься ООО.
  5. Зафиксировать сумму уставного капитала (минимальное значение 10 тыс. р.). Внести необходимо не позднее 4 мес. с даты регистрации. Внести УК возможно не только деньгами, но и имуществом. Доли учредителей распределяются соразмерно внесённому капиталу.
  6. Сформировать пакет документов: Устав, учредительный договор (когда численность участников превышает 2-х), решение единственного учредителя (или протокол итогов общего собрания участников) о создании. На основании решения учредителей утверждается размер УК, юридический адрес, а также ответственность участников за этапы регистрационной процедуры.
  7. Составить заявление Р 11001. Заполнить форму можно при помощи специализированных сервисов. Подписывается бланк в присутствии сотрудников налоговой или нотариуса, если документы будут передаваться представителем.
  8. Оплатить госпошлину (4000 р.).
  9. Выбрать режим налогообложения. От принятого решения зависит успешное функционирование компании. В зависимости от выбранной формы, компания обязана сдавать отчётность и уплачивать налоги.
  10. Передача документов на регистрацию. В 2018 году срок процедуры – 3 дня.

По окончании регистрации и получении всех подтверждающих документов, необходимо удостовериться, что компания поставлена на учёт в Фондах, внесение изменений в регистрационные данные требуется совершать своевременно. Также требуется получить коды статистики (уведомление может быть распечатано через электронную систему), открыть расчётный счёт, заказать печать. Для начала деятельности потребуется заключить трудовой контракт с директором, оформить и подписать приказ о его назначении.

Если выбранное направление деятельности подлежит лицензированию, необходимо получить лицензию. Также требуется зарегистрировать ККТ, если бизнес предусматривает расчёты с покупателями.

Отличия ИП и ООО

Оформление документов для регистрации ОООГлавное отличие ИП и ООО кроется в правовом статусе: ИП является физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность после прохождения процедуры регистрации, ООО – это юридическое лицо, созданное для извлечения прибыли.

Главные различия между ИП и ООО:

  1. Процедура регистрации – для предпринимателей создана упрощённая процедура, которая проходит быстрее и дешевле: размер государственной пошлины за открытие ООО 4000 рублей, ИП – 800 рублей. Помимо этого существуют различия в комплектности документов: юридические лица формируют учредительную документацию и предоставляют нотариально заверенные копии, в то время как гражданам, желающим стать предпринимателями, достаточно паспорта и квитанции об уплате пошлины. Также юридическим лицам в обязательном порядке необходимо иметь юридический адрес, а ИП должен регистрироваться по месту жительства. Юридическим адресом ООО может быть собственное или арендуемое помещение, «массовый адрес» (услуга предоставляется компаниями на платной основе, стоит проявить внимательность, ведь если компания-посредник находится в «чёрном списке», то в регистрации будет отказано), адрес центра поддержки предпринимательства.
  2. Сфера деятельности – ООО законодательство позволяет заниматься всеми существующими (разрешёнными) видами бизнеса, предприниматели такой возможности не имеют. Например, ИП не может заниматься производством алкогольной продукции и лекарственных средств.
  3. Статус имущества. Если в ходе деятельности ООО приобретает имущество, то оно является собственностью компании, может быть передано учредителю только в виде выплаты дивидендов после уплаты налоговых платежей. Имущество, которое приобретает предприниматель, является его собственностью, никаких ограничений использования нет.
  4. Имущественная ответственность. В ходе финансово-хозяйственной деятельности может сформироваться задолженность перед кредиторами. Нести ответственность по обязательствам ИП и ООО будут по-разному. Предприниматели отвечают по долговым обязательствам собственным имуществом, участники ООО отвечают по обязательствам только в пределах внесённых уставных средств. При этом если имущества компании достаточно для осуществления расчётов с кредиторами, то к учредителям не возникает никаких требований. Если же компания не в состоянии закрыть обязательства по причине банкротства, требования будут обращены к учредителям.
  5. Право распоряжаться выручкой. Предприниматель имеет право свободно распоряжаться заработанными деньгами, изымать наличность из оборота в любой момент на личные нужды. Доходы юридического лица расходуются только на определённые цели. Учредители получают дивиденды в качестве дохода, которые выплачиваются ежеквартально при наличии прибыли по итогам бухучёта. С дивидендов уплачивается НДФЛ 13%.
  6. Страховые взносы. Предприниматели обязаны уплачивать взносы за себя на пенсионное и медицинское страхование независимо от итогов деятельности. ООО платит взносы только с заработной платы персонала. Нет перечислений – нет взносов.
  7. Бухгалтерский и налоговый учёт. ИП, если им не выбран основной режим налогообложения, имеет право вести упрощённую бухгалтерию. Законодательство разрешает также ведение упрощённого кассового учёта.
  8. Ответственность и штрафы. За неисполнение законодательства предусмотрены меры ответственности для ИП и ООО как административные, так и уголовные. При этом наказание для юридических лиц строже.
  9. Ликвидация. Процедура для предпринимателей проще. Пошаговая инструкция для ликвидации ИП представлена выше. Для юридических лиц процедура закрытия трудоёмкая: потребуется создать ликвидационную комиссию, подать объявление в специализированный журнал, рассчитаться с кредиторами, работниками, подать в налоговую промежуточный и ликвидационный баланс. При этом ООО разрешено продать, а ИП нет.

При выборе организационно-правовой формы стоит учитывать специфику будущего бизнеса, планируемые объёмы. При выборе статуса ИП для начала бизнеса стоит помнить, что в дальнейшем разрешено совершить переход с ИП на ООО при необходимости.

Не всё имущество ИП подлежит взысканию для расчёта по обязательствам. Так, не смогут взыскать единственное жильё; обувь, одежду; предметы быта; продукты, денежную сумму, размер которой не превышает прожиточный минимум; иные вещи, необходимые для жизни.

Таким образом, для реорганизации ИП в ООО необходимо пройти процедуру завершения предпринимательской деятельности и открытия юридического лица. Чтобы сократить сроки процедуры, можно воспользоваться услугами компаний-посредников либо специализированных электронных сервисов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: