Нужно ли индивидуальному предпринимателю в шапке договора указывать свидетельство о государственной регистрации

В процессе коммерческой деятельности предпринимателю приходится заключать различные сделки, оформляя их на бумаге в виде договоров, контрактов. И очень важно, чтобы юридически все пункты были оформлены верно. Это поможет избежать множества трудностей впоследствии. И самым спорным вопросом в составлении текста документа является необходимость указать, на основании чего действует ИП при заключении договора. Этот пункт содержится практически в каждом соглашении.

Какие документы подтверждают статус ИП

Мужчина

Чтобы стать индивидуальным предпринимателем, каждый гражданин обязуется пройти процедуру, установленную законодательством: оплатить госпошлину, подать заявление формы Р21001 в территориальную ФНС и получить документы, подтверждающие статус ИП.

Юридической основой для деятельности ИП является пакет документов, называемых учредительными (ст. 52 ГК):

  1. ИП действует на основании Свидетельства о государственной регистрации физлица в качестве ИП (Р61001). С 2017 года предпринимателям перестали выдавать эту форму, но она имеет силу у тех ИП, что прошли регистрацию до 01.01.2017.
  2. Обязательно выдаётся на руки выписка (лист) из ЕГРИП формы Р60009, а с 01.01.2017. именно она является главным документом ИП, подтверждающим наличие статуса (свидетельство для вновь зарегистрированных предпринимателей не выдаётся). Выписка содержит полную информацию о данном налогоплательщике, взятую из единого реестра.
  3. Свидетельство из ИФНС о постановке на учёт.
  4. Уведомление о том, что физлицо стоит на учёте в налоговом органе как страхователь. Раньше бумага выдавалась в ПФР, но теперь полномочия регистрировать ИП перешли в ИФНС.
  5. Если у гражданина до регистрации предпринимательства не было личного идентификационного номера, то его нужно получить перед регистрацией. Это свидетельство о присвоении человеку ИНН. Приобретая этот 12-значный код, гражданин становится зарегистрированным плательщиком налогов.

Этот пакет бизнесмен получает на руки в ИФНС сразу после того, как прошла регистрация. После этого следует обратиться в органы статистики, чтобы они выдали бумагу с присвоенными кодами (ОКАТО, выбранные гражданином ОКВЭД, ОКОПФ и прочие). И, если того требует законодательство, то лицензии и разрешения на определённые виды деятельности.

Учредительными документами в полной мере это назвать нельзя, так как ГК распространяет это понятие лишь для бумаг, подтверждающих создание организации. При госрегистрации новое лицо – субъект бизнеса не появляется, просто физическое лицо получает право заниматься коммерческой деятельностью. Поэтому название применяется по аналогии, когда речь идёт о документах, доказывающих законное право ИП на работу.

Пока ИП работает без наёмного персонала, другие документы не потребуются. Однако в момент приёма на работу первого сотрудника придётся обратиться за регистрацией в ФСС.

Документы ИПОбретая после регистрации большинство полномочий, которыми наделены юридические лица, предприниматель работает по упрощённой схеме. Это касается бухгалтерии, отчётности и количества учредительных документов. Например, Устав организации для ИП не нужен, а решения бизнесмен принимает без оформления протоколов.

Все документы, которые ведёт ИП в процессе работы, делятся на несколько групп:

  • налоговые (в них входят учредительные документы и отчётность);
  • кадровые (если ИП работодатель) – заявления работников, трудовые договоры, правила распорядка, штатное расписание и пр.;
  • охрана труда (правила техники безопасности, различные инструктажи);
  • прочие – документально оформленные санитарные нормы, противопожарная безопасность, аренда;
  • КУДиР и бумаги, подтверждающие доходы и расходы.

Этот перечень не полный, иногда вид деятельности или режим налогообложения обязывают к дополнительному документообороту.

Должность ИП в договорах

Открывшие частный бизнес граждане не только задумываются, на основании какого документа действует индивидуальный предприниматель, но и о том, какую должность указывать в договорах.

Согласно НК, ИП может быть работодателем, но сам себя принять на работу не имеет права. Не может сам с собой заключить трудовой договор, присвоить должность руководителя или составить должностную инструкцию. В учредительных документах тоже прописаны только ФИО. Это значит, что статус ИП не подразумевает прикрепление должностей.

Трудовой договор

Если учредитель юридического лица может стать директором своей компании, то ИП директора назначает только из числа наёмных работников. При этом руководящими функциями владеет сам ИП, наделяя нанятого руководителя полномочиями на своё усмотрение.

Назначение сопровождается оформлением документов:

  1. Трудовой договор. В его тексте можно оговорить полномочия и ответственность работника.
  2. Должностная инструкция.

Уполномочить директора на действия от лица организации, в том числе и на подписание важных бумаг, можно доверенностью, заверенной у нотариуса.

Директора можно наделить возможностью подписывать договора и банковские документы, принимать работников и т. д.

Как оформить договор

Отдельных бланков договоров специально для ИП не существует. Строгих нормативов о порядке оформления также не предусмотрено. Каждый предприниматель волен составлять соглашения и акты по-своему, взяв за образец подходящую форму.

На основании каких документов действует ИП, в преамбуле к договору указывать не нужно, такую строку можно пропустить. Однако если будет указано свидетельство либо лист ЕГРИП с реквизитами, то на юридическое значение договора это не повлияет.

Договор

Варианты шапки для договора с ИП, образец:

  1. ИП Сидоров Иван Сергеевич, действующий на основании Свидетельства №_, именуемый далее «Заказчик».
  2. ИП Сидоров Иван Сергеевич, ОГРНИП № _, именуемый далее «Заказчик».
  3. ИП Сидоров Иван Сергеевич в лице директора Петрова Петра Ивановича, действующего на основании доверенности (№ и дата), именуемый далее «Заказчик».
  4. Директор Петров Пётр Иванович, действующий в интересах ИП Сидорова Ивана Сергеевича на основании доверенности (дата и №), именуемый далее «Заказчик».

Копии бумаг, упомянутых в шапке, прилагаются к договору. Например, индивидуальный предприниматель Сидоров, действующий на основании листа ЕГРИП или Свидетельства, предоставляет их копии.

Но не обязательно в преамбуле указывать, что индивидуальный предприниматель здесь действует на основании чего-либо, так как эту информацию можно разместить в заключении.

При заполнении договоров всегда указываются реквизиты каждой из сторон, иначе оформление будет осуществлено с нарушениями.

Обычно вся информация располагается в конце текста:

  • ИНН;
  • паспортные данные;
  • адрес и телефоны;
  • ОГРНИП с датой присвоения;
  • банковские реквизиты (банк, расчётный счёт, кор. счёт, БИК);
  • подпись с расшифровкой;
  • печать (если есть).

Подпись документаДиректор, подписывая любые бумаги, личной ответственности перед законом не несёт. Спрос за нарушения всегда будет с предпринимателя.

При заключении сделки партнёру нужно предоставить хотя бы минимальный пакет документов, подтверждающих всю информацию, прописанную в соглашении. Конечно, контрагент вправе потребовать не только подтверждения, на каком основании при заключении данного договора действует ИП, но и другие бумаги (отчётность, бизнес-план, лицензию и пр.).

На что обратить внимание

Подготовку серьёзной документации лучше доверить специалисту. Но это не всегда возможно, а контрагент зачастую предоставляет уже готовый к подписанию документ.

Как ИП себя обезопасить:

  1. Предприниматель имеет право проверить на надёжность своего будущего контрагента, особенно если дело касается дорогостоящих контрактов с предоплатой. Можно потребовать копии документов, проверить их правдивость на сервисе ИФНС. Таким образом проверяется реальное существование субъекта бизнеса, его виды деятельности.
  2. Прежде чем подписать любое соглашение, нужно подробно изучить каждый его пункт. Если возникли непонятные моменты, то потребовать их разъяснить или проконсультироваться с юристом. Если же не устраивает какой-либо пункт или возникла необходимость дополнить условия, то попросить партнёра переделать соглашение.
  3. Все подписанные и предоставленные партнёром бумаги нужно хранить у себя. В случае возникновения разногласий они помогут доказать свою позицию.

Оформление документовПредприниматель должен помнить, что все условия, не соответствующие действующему законодательству, не подлежат исполнению, и за это один контрагент не может привлечь другого к ответственности.

Исполнение обязательств по договору подтверждается дополнительно. Это акты передачи, накладные на отгрузку, расписки и платёжные поручения об оплате. Без них сделка может оказаться не исполненной.

Преимущества и недостатки статуса ИП для юридических лиц

Для самого ИП преимущества его статуса очевидны:

  • полный контроль над бизнесом и прибылью;
  • открыть частное дело не дорого и быстро;
  • имеется выбор специальных режимов налогообложения с выгодными условиями;
  • относительно юрлиц – это небольшие размеры санкций.

Недостатки тоже существенные:

  • самый большой риск – личная ответственность по обязательствам;
  • ограничения по видам деятельности;
  • нежелание работать с предпринимателями крупных партнёров (юридических лиц) из-за того, что ИП на спецрежимах не являются плательщиками НДС.

Частные предприниматели, работающие на ОСНО, составляют исключение, потому что работают с НДС. Чтобы привлечь выгодных контрагентов, ИП сознательно выбирают этот сложный режим.

НДСДля ИП на специальных режимах есть несколько путей решения проблемы:

  1. Искать партнёров, которые тоже не работают с НДС.
  2. Работать в сфере, где мало конкурентов, при этом став уникальным поставщиком, чтобы плательщики НДС заинтересовались предложением.
  3. Выставлять счета с НДС, а потом оплачивать эту сумму в бюджет (не забыв при этом подать декларацию).
  4. Снижать стоимость продукции или услуг на сумму НДС.
  5. Переход на ОСНО. Если перспективы от работы с юрлицами достаточно крупные, то смена режима будет иметь смысл.

Но и у юридических лиц есть масса причин работать именно с предпринимателями. И в первую очередь это ответственность ИП по своим невыполненным обязательствам. Юрлицо имеет все шансы компенсировать убытки.

Когда стоит выбор – работать с ИП или простым гражданином, то предпочтение будет в сторону предпринимателя. Заключая договор гражданско-правового характера, организация превращается в налогового агента НДФЛ, ведь было выплачено вознаграждение физическому лицу. Если контрагент предприниматель, то таких обязательств не возникает.

Вид деятельности, по которому был заключён контракт, должен совпадать с кодами ОКВЭД предпринимателя, иначе НДФЛ уплатить всё же придётся.

Юридическое лицо, оформляя договор с ИП, должно проследить, что статус ИП упомянут в договоре (в тексте должно указываться, что вторая сторона договора – индивидуальный предприниматель, а в заключение, среди реквизитов, указать не только адрес и паспорт, но и все регистрационные данные). Если этого не сделать, то договор будет считаться заключённым с физическим лицом, и тогда возникнет обязанность оплатить НДФЛ.

Но не только в договоре указывается этот статус. Если возникла такая ситуация, что расчёт произошёл наличными, а ИП взамен предоставил чек ККТ, то представитель юридического лица обязан внимательно его изучить.

Бумага должна содержать:

  • ФИО ИП;
  • ИНН;
  • заводской номер аппарата;
  • номер чека;
  • время и дату оплаты;
  • сумму;
  • признак фискального режима.

Минфин рекомендует – чтобы неожиданно не стать налоговым агентом НДФЛ, ответственно подойти к вопросу, и даже снять копию и заверить её печатью, так как краска на кассовых чеках быстро выцветает до полного исчезновения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: