Возможность закрыть ИП через Госуслуги доступна только тем предпринимателям, которые имеют электронно-цифровую подпись (ЭЦП), остальным придётся лично посетить органы налоговой инспекции для подачи заявления или обратиться в МФЦ для подтверждения операции. Можно ли физическому лицу закрыть действующее ИП через Госуслуги, минуя личное посещение ФНС, и что потребуется для инициирования процедуры через портал?
С чего начать процедуру прекращения деятельности ИП
Решение о прекращении существования ИП может основываться на добровольном желании (изменение организационно-правовой формы, отсутствие или снижение доходности, личные причины) или быть продиктовано органами государственной власти в принудительном порядке (например, при нарушении законодательства, банкротства, смерти предпринимателя).
Чтобы инициировать процедуру ликвидации, предварительно потребуется:
- сдать налоговую декларацию;
- закрыть расчётные счета (при наличии);
- посетить Государственный Пенсионный Фонд для получения подтверждающего документа, что ликвидируемое ИП не выступает страхователем 3-х лиц (т. е. не выступает работодателем, не имеет наёмного персонала). В противном случае, ИП обязан сообщить ПФР информацию о работниках и внести за них страховые взносы.
Долги перед персоналом также должны быть погашены;
- заплатить страховые взносы «за себя» – крайний срок уплаты – 15 дней от даты регистрации прекращения деятельности;
- снять с учёта ККМ – обратиться по месту её регистрации.
Только по окончании всех действий закон разрешает приступить к ликвидации ИП.
Ликвидация в принудительном порядке осуществляется через суд.
Как создать кабинет ИП на Госуслугах
Чтобы через Госуслуги начать процедуру закрытия, необходимо иметь личный кабинет предпринимателя, создание которого доступно только зарегистрированным и прошедшим процедуру идентификации пользователям.
Для добавления компании существует пошаговый алгоритм:
Перейти на сайт https://www.gosuslugi.ru/, осуществить вход в личный кабинет.
- Выбрать команду «Добавить организацию», тип «Индивидуальный предприниматель».
- Проверить данные: ФИО, ИНН (подтягиваются из ранее заполненной формы физического лица). Внести номер ОГРНИП.
После совершения указанных действий, в Личном кабинете появится вкладка «Индивидуальный предприниматель». Для просмотра информации, необходимо перейти по вкладке «Подробнее». Указанные пользователем данные подлежат обязательной проверке налоговой службой. Процедура занимает 10 минут.
Если у предпринимателя отсутствует активный Личный кабинет, для закрытия ИП через Госуслуги в 2019 году потребуется пройти процедуру регистрации и подтвердить профиль через уполномоченный центр.
Для подтверждения личных данных, необходимо обратиться в налоговые органы и получить ЭЦП. Также подобную услугу оказывают МФЦ.
Пошаговая инструкция
После того как все подготовительные этапы пройдены, можно переходить к формированию запроса на портале.
То, как закрыть действующее ИП в 2019 году через Госуслуги, описано в пошаговой инструкции:
Пройти процедуру авторизации (регистрация либо вход).
- Через каталог услуг сформировать поисковый запрос, найти пункт «Прекращение деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя».
- Определить вид получаемой услуги – «Электронная». Внести личные данные.
- Перейти к разделу прикрепления документов. Загрузить скан-копии заявления, квитанции об оплате госпошлины (160 рублей), письма о снятии с учёта, выданном Пенсионным Фондом.
- Ожидать регистрации обращения. От органов ФНС придёт расписка, заверенная ЭЦП, подтверждающая факт получения заявления и документов.
- Дождаться решения. Если процедура завершена успешно, в личном кабинете можно увидеть письмо о снятии ИП с учёта, в обратном случае – мотивированный отказ. Время ожидания достигает 5 рабочих дней.
После отправки заявления о прекращении деятельности, предприниматель может получить отрицательное решение. Уведомление содержит причину отклонения обращения.
Основаниями отказа являются:
предоставление неполного комплекта документов;
- отправка осуществлена на адрес неуполномоченного органа ФНС;
- ошибки или нарушения в сданной отчётности;
- расхождение паспортных данных;
- обращение о ликвидации подписано лицом, не имеющим на это полномочий;
- действующее решение суда об отказе в регистрации любых действий ИП;
- органы ФНС обладают сведениями о недостоверности предоставленных сведений;
- предприниматель привлечён к административной ответственности и ему назначено наказание в виде дисквалификации, срок действия которой не истёк.
Основания отказа регламентируются ФЗ №129 от 08.08.2011 г. Подробную информацию с пошаговыми инструкциями содержит справочный раздел Портала. После одобрения, необходимо лично посетить налоговую инспекцию с паспортом для получения уведомления о прекращении предпринимательской деятельности.
Сканированные копии обязательно заверяются ЭЦП либо подтверждаются при помощи электронной цифровой карты.
Процедура онлайн-регистрации обращения о прекращении деятельности ИП имеет ряд преимуществ:
- удобство – для оформления не требуется посещать налоговые органы, нужен только доступ к Интернету;
- стоимость – не требуется оплата услуг посредников, только оплата пошлины;
- простота – формы просты в заполнении, присутствуют пошаговые инструкции;
- скорость – быстрое рассмотрение, оперативное принятие решения.
Среди недостатков стоит отметить следующие нюансы:
- возможные задержки при подтверждении личности;
- предусмотрен отказ из-за незаполненных (пустых) полей или неверного шрифта;
- обязательное наличие ЭЦП или подтверждение МФЦ.
Таким образом, использование портала Госуслуг для ликвидации бизнеса – удобный способ, который позволит сэкономить время и оперативно получить документы о прекращении деятельности.