Как прекратить деятельность индивидуального предпринимателя?

Прекращение деятельности ИП оформляется документально налоговой службой РФ. Бывший предприниматель получает на руки бумагу о ликвидации бизнеса. Этот документ он может предоставлять в различные организации по запросу. Для того чтобы закрыть свой бизнес правильно, необходимо пройти консультацию у юриста. Тем, кто хочет заниматься делом дальше, не обязательно ликвидировать ИП, а потом вновь открывать. В этом случае бизнес можно приостановить, но постоянно, в плановом порядке, сдавать в налоговую службу отчёты и вносить платежи.

Возможные причины ликвидации

Человек с табличкой

Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя происходит по нескольким причинам. У каждого бизнесмена они разные.

Провоцирующими факторами для ликвидации бизнеса являются:

  • экономический кризис. Не всегда своё дело имеет хороший успех и приносит желаемую прибыль. Особенно, если уровень жизни потенциальных клиентов ниже среднего. Чтобы оставить бизнес на плаву, необходимо постоянно проводить маркетинговые исследования и разрабатывать планы действий при возникновении различных экономических ситуаций;
  • Закрытонехватка времени. Индивидуальные предприниматели, которые работают в других организациях, не всегда успевают заниматься своим делом. Здесь также есть свои проблемы – неправильная организация бизнеса, трудовая загруженность, другие обязательства перед работодателем прочее;
  • проблемы со здоровьем. Бывают случаи, когда предприниматели не могут далее вести своё дело по физическим причинам. Проблемы со здоровьем часто возникают неожиданно. Чтобы не попасть в экономическую яму, предпринимателям рекомендуется страховать свой бизнес и здоровье;
  • смена прописки. Вопрос приостановления бизнеса здесь не актуален, так как налоговая служба в этом случае оформляет прекращение деятельности ИП (в 2018 году никаких изменений по этому поводу пока не планируется). То есть при смене прописки проводиться полная ликвидация старого дела и открытие нового в другом населённом пункте.

Подача пакета документов в уполномоченный государственный орган по поводу закрытия бизнеса должна проводиться предпринимателем лично, либо его юридически доверенным лицом. ИНФС максимально упростила этот процесс. Необходимые документы для ликвидации ИП – паспорт, заявление предпринимателя и квитанция об уплате государственной пошлины. Больше ничего подавать не нужно.

Также налоговая служба на своём официальном сайте предоставляет полную информацию, как закрыть ИП в 2018 году (пошаговая инструкция оформления бумаг, что делать с долгами, как сделать всё законно прочее).

Порядок прекращения деятельности

Если ситуация неизбежна, не стоит затягивать процесс ликвидации бизнеса, чтобы это не было сделано по решению суда. Прекращение статуса индивидуального предпринимателя в 2018 году, как и ранее начинается с того момента, как предприниматель подал документы о своих намерениях в налоговую службу. Изначально необходимо заполнить заявление по форме. Это можно сделать, обратившись в ИНФС по месту прописки. Также есть возможность оформить заявку, скачав образец на официальном сайте уполномоченного государственного органа. Вся информация изложена в простой и доступной форме.

В заявлении бизнесмен, который является физическим лицом предпринимателем, должен указать следующее:

  1. ДокументыНомер ОГРНИП. Его присваивают при регистрации предпринимательской деятельности в налоговой службе. По нему отслеживают все финансовые манипуляции бизнесмена. Также необходимо указать серию и номер паспорта, ИИН.
  2. Способ получения готовых документов о ликвидации ИП. Это нужно сделать для того, чтобы бумаги не потерялись. Как подать, так и получить документы можно такими способами – лично в налоговой службе по месту прописки, по доверенности и через почту.
  3. Контактные данные. Стоит указывать верный адрес и номер мобильного телефона, чтобы при возникших спорных вопросах сотрудник ИНФС мог связаться с заявителем и решить проблему как можно быстрее.

После этого проводится проверка деятельности индивидуального предпринимателя. Налоговая служба мониторит все взносы в государственные органы. Предпринимателя проверяют, нет ли у него задолженности перед ИНФС, пенсионным фондом, кредиторами.

Период обработки формы заявления государственным уполномоченным органом – 5 рабочих дней. После чего принимается решение о ликвидации ИП.

Снятия с учёта во внебюджетных фондах

Здесь также есть нюансы. Процедуры снятия с учёта во внебюджетных фондах отличаются, если предприниматель работал один и, если у него были наёмные сотрудники. Во втором случае все немного сложнее. Если предприниматель работал самостоятельно, то после закрытия ИП, ИНФС подаёт соответствующую информацию во внебюджетные фонды, и они снимают его с учёта автоматически.

В случае, когда бизнесмен осуществлял деятельность с помощью наёмной силы, ему необходимо обратиться во внебюджетные фонды самостоятельно. Это также может сделать его доверенное лицо.

После получения на руки выписки с реестра о ликвидации бизнеса нужно сняться с учёта по месту прописки в следующих органах:

  • Флаг пенсионный фонд. Бывший предприниматель должен подать соответствующее заявление (заполнить форму) и прикрепить к нему документ, подтверждающий прекращение деятельности бизнеса (ИП). Пенсионный фонд вправе не снимать физическое лицо с учёта, пока не будут погашены задолженности по всем наёмным работникам;
  • ФСС. О деятельности в качестве индивидуального предпринимателя здесь также уже не может идти речи, а также должно быть осуществлено прекращение трудовых отношений со всеми кадрами. Бывший бизнесмен вместе с заявлением должен подать документы, которые подтверждают, что все его работники рассчитаны.

Процедуру банкротства необходимо оформлять так же, как и ликвидацию ИП. После чего, нужно сниматься с учёта во внебюджетных органах. Образцы бланков заявлений можно взять непосредственно на месте либо скачать с официальных сайтов государственных служб.

Если в налоговой декларации допущены ошибки или замечено скрытие доходов, ликвидация ИП и снятие с учёта с ПФ и ФСС проводиться по постановлению суда.

Как ликвидировать ИП с долгами

Пустой кошелекСтоит сразу отметить, что платежи необходимо вносить вовремя, так проблем будет гораздо меньше. Прекращение ИП возможно с долгами, но выплатить всё придётся до копейки. После официальной ликвидации бизнеса налоговая служба подаёт информацию о невнесённых платежах во внебюджетные органы. В этих документах указывается – сумма долга, за какой период, и до какого числа необходимо внести физическому лицу денежные средства. Это касается не только налогов и страховых взносов, но и заработной платы сотрудникам (если таковые были).

Порядок оформления прекращения деятельности бизнеса или ИП в этом случае таков:

  • подача заявления и пакета документов в ИНФС. Сотруднику налоговой службы необходимо сообщить о наличии долгов, он даст консультацию о том, как правильно ликвидировать ИП в кратчайшие сроки;
  • расчет с долгами перед государством и наёмными работниками. Чем раньше будут внесены все платежи, тем лучше. Предприниматели, которые уклоняются от обязательных взносов, притягиваются к административной ответственности. Те бизнесмены, что не выплатили зарплату своим работникам, рискуют потерять имущество;
  • закрытие расчётного счёта в банке. Таким образом, предприниматель доказывает, что всё оплатил и не ожидает поступлений денежных средств;
  • подача заявления во внебюджетные фонды для снятия с учёта. К пакету документов необходимо прикрепить все квитанции об уплате долгов.

Ликвидировать бизнес также можно при наличии кредита. При этом предприниматель будет и дальше иметь долг перед банком, но выплачивать его уже как физическое лицо. То есть прекращение ИП не снимает обязательства перед своими кредиторами.

При нарушении договора с банком, денежные средства сымаются в судебном порядке.

Что происходит после закрытия ИП

Папки с документамиИНФС вправе отказать предпринимателю в его желании ликвидировать бизнес по нескольким причинам. В большинстве случаев это происходит, если обнаружено скрытие реальных доходов. Прекращение предпринимательской деятельности, то есть отказ на заявление, поданное ИП в 2018 году, может быть также по причине подачи неполного пакета документов или предоставлении физическим лицом только копии бумаг.

После того, как бывший бизнесмен снят со всех учётов государственных органов, он должен:

  1. Расторгнуть договоры аренды. Это касается недвижимости, которой пользовались для осуществления предпринимательской деятельности. В случае, когда физическое лицо имеет желание далее снимать помещение в каких-либо целях, договор аренды нужно перезаключить.
  2. Прекратить сотрудничество с поставщиками (если они были). С ними также необходимо расторгнуть все договоры. Чтобы всё произошло быстрее, поставщиков желательно заранее предупредить о намерениях закрытия бизнеса.
  3. Снять с учёта кассовый аппарат. Это нужно сделать также через налоговую службу.

Перед работниками не должно остаться никаких обязательств. Это значит, что их нужно уведомить не ранее, чем за 2 месяца до закрытия ИП и выплатить зарплату за все трудовые дни. В противном случае кадры имеют право обратиться в суд и требовать от предпринимателя весомую денежную компенсацию.

С другими платежами (налоги, страховые взносы) также необходимо рассчитаться, как можно быстрее. Это даст возможность в ближайшее время открыть новое дело. Какие документы для этого надо, можно узнать на сайте ИНФС. Также после закрытия ИП есть возможность устроиться на работу в государственные или муниципальные органы или в военную службу.

Если ликвидация бизнеса происходила решением суда, открыть новое дело сложно. Ждать придётся, как минимум 1 год. Если всё прошло по инициативе предпринимателя и все долги погашены, начать новый бизнес можно практически сразу.

Проводится ли проверка ИП при закрытии

Государственные органы никогда не верят на слово. Им нужны документальные подтверждения. Особенно, если у бизнесмена ликвидация дела проходит с проблемами и прекращение деятельности как индивидуального предпринимателя оставляет за собой след в виде долгов.

ИНФС проводит проверку при закрытии ИП, чтобы выявить:

  • Свидетельствоналичие скрытых доходов и ведение нелегального бизнеса. Бывают случаи, когда предприниматели налаживают своё дело и решают не платить налоги, чтобы сэкономить. Закрытие бизнеса проходит фиктивно. По факту они продолжают вести свою деятельность. Налоговая инспекция имеет право проводить постоянные проверки на протяжении 3 лет после регистрации прекращения бизнеса. Тем, кто далее ведёт дело, грозят штрафы в особо крупных размерах (зависит от суммы дохода за период нелегального осуществления предпринимательской деятельности);
  • наличие неофициально оформленных наёмных работников. Эту проверку проводят не только при закрытии бизнеса, но также периодически в обычном режиме. За неофициально оформленных работников в 2018 штрафы повысятся ещё больше.
  • наличие всех платежей в налоговую службу и взносов во внебюджетные органы. Проверяется подлинность квитанций, сроки и суммы денежных переводов прочее.

Прекращается бизнес или другими словами происходит прекращение статуса индивидуального предпринимателя после того, как ИНФС даст на это допуск.

Чтобы закрыть своё дело, не нарушая закон и не быть должным ни государству, ни кредиторам, необходимо тщательно подготовиться к этой процедуре.

Предварительно стоит пройти консультацию у опытного юриста. В случае, когда нет возможности заниматься ликвидацией бизнеса, и ездить по территориальным органам, это можно доверить другому физическому лицу. Для этого нужно оформить соответствующие документы у нотариуса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: